От Алима до Олимпа

Чемпионат мира по борьбе продолжает радовать нас медалями...

Чемпионат мира по борьбе продолжает радовать нас медалями. Вслед за Элбеком Тожиевым, завоевавшим "серебро" в первый день соревнований, во второй героем стал гомельчанин Алим Селимов, взявший "золото" в весовой категории до 84 килограммов. Теперь он - двукратный чемпион мира!


На эмоции у Алима Селимова сил уже не осталось. Будто из воздушного шара выпустили воздух. Весь словно натянутая струна во время соревнований, теперь он расслабился и позволил себе спокойную и раскованную улыбку. Улыбку человека, только что прекрасно сделавшего тяжелое дело и присевшего полюбоваться на творение рук своих. Он заслужил эту негу. И теперь говорит размеренно и совершенно бесстрастно.


Селимов - спортсмен уникальный. Его жизнь и карьера - как пример для подражания. Впервые он стал сильнейшим в мире в 22, но потом жизнь пошла кувырком, травмы сыпались одна за другой, на его прооперированных ногах сегодня нет живого места. Алима уже много раз списывали со счетов, в него почти никто не верил, да и сам он, кажется, стал приходить к выводу, что, возможно, скоро придется завязать. Но он ждал. Надеялся и верил. А бог любит терпеливых.


И вот мы сидим, разговариваем в опустевшей уже и притихшей арене "Синан Эрдем Даум". За окнами ночной Стамбул, а на лице Селимова блуждает счастливая улыбка.


- Очень устал, - говорит Алим. - К этой медали я шел шесть лет. У меня были большие проблемы со здоровьем, из-за этого и на Олимпиаду в Пекине не попал. Сейчас я доказал всем и, главное, самому себе, что я не лыком шит. Чувствую полное опустошение. И радость.


- Какой поединок стал для тебя самым тяжелым?


- С хорватом. Он очень темповой спортсмен. Я с ним, кстати, раньше боролся. На чемпионате мира в 2005-м, когда выиграл свое первое "золото". И знаете, что интересно? И тогда, и сейчас вторую встречу на турнире я боролся с киргизом Жанарбеком Кинджеевым, а следом за ним с тем самым хорватом Ненадом Жугаем. Все повторилось! И еще. У меня травмирован голеностоп на левой ноге. В 2005-м он тоже был не в порядке. Когда я сейчас снова травмировался, мне Камандар Бафалиевич (Маджидов. - Прим. авт.) сказал: "Давай работай, тренируйся, может, 2005-й повторится, как знать?"


- Как в воду смотрел...


- Честно сказать, передо мной стояла задача завоевать лицензию в Лондон. Но тренеры очень грамотно подвели к турниру. На сборах мне было очень тяжело. Никогда так сложно не переносил нагрузки. Мне 28, стал думать, уж не старость ли это? А тренеры молодцы. Геннадий Андреевич (Сапунов. - Прим. авт.) очень многое повидал, все знает, а Бафалиевич успокаивал: "Это так надо, - говорил, - терпи". И вот результат.


- Финальная схватка с поляком Дамианом Яниковским получилась просто невероятной: столько нерва, такая развязка. Расскажи о решающих секундах.


- Знаете, мой талисман на этом чемпионате - Александр Григорьевич Казовский. Сын известного тренера Григория Казовского, раньше сам боролся. Он молодец, и мне бы очень хотелось, чтобы он на все соревнования со мной ездил. Мне с ним так легко. Да, Камандар Бафалиевич за пять минут тебя в такое состояние введет, так тряхнет, что глаза на лоб вылезают, так заряжаешься! А Григорьевич отводит от этих мыслей, он разговаривает о рыбалке - заядлый рыбак, еще о чем-то. Я просто отдыхаю. Потом он передавал меня в руки Бафалиевичу, а тот - как даст по мордам! И все в норме. Я его сам просил: "Бафалиевич, врежьте мне, не могу проснуться".


- И что, правда, бил?


- А как же! Реально бил. Двумя руками по щекам. Такая встряска! А финальная схватка?.. На этих соревнованиях я поймал свободу действий. Раньше знал, что я лидер, но не чувствовал ковер под ногами. Два с половиной года пропустил. Оперировали крестообразную связку на одном колене, мениск - на другом. Врачи говорили: "Все, парень, заканчивай!" Колено до сих пор "ходит", но выступаю и, слава богу, даже без наколенника. И вот вышел я, значит, на финальную схватку. Поляк, к слову, здорово за последнее время прибавил. Год назад на турнире Караваева я его положил сразу. А здесь он меня уже изучил.


- Твой накат за три секунды до окончания схватки был неповторим!


- Я его расслабил. Один раз дернул, второй раз, а потом просто лег на него всем телом и расслабился. И тут же ощутил, что и он, поддавшись на мою хитрость, потерял концентрацию. Я прямо почувствовал, как расслабились его мышцы. Оставалось четыре секунды, три... Я сказал себе: "Или пан, или пропал". И выполнил накат. Наверное, это опыт.


- Спал накануне хорошо?


- На соревнованиях у меня всегда хороший и крепкий сон. Главное - не знать свой жребий. Сегодня практически полностью повторился 2005-й, но я до последнего момента не знал, кто мой очередной соперник. Мне говорили об этом минут за 15 до выхода на ковер. Я не хочу знать свою турнирную сетку и строить планы. Моя цель - выиграть ближайшую схватку.


- Кстати, жребий для тебя вряд ли можно назвать удачным. Чего стоит хотя бы мощный азербайджанец Саман Тахмасеби уже в третьем круге.


- С ним у меня были особые счеты. Я проиграл ему на Кубке мира в Минске и очень хотел поквитаться. Я его хорошо "вырвал".


- Соревнования предыдущего дня не смотрел? Там твой друг Тимофей Дейниченко выступал.


- Тима - молодец. Жаль, что ему не удалось завоевать медаль, но за меня он искренне рад. Когда поздравлял, чуть не заплакал. Вроде улыбается, а у самого в глазах слезы. Этот прием, который принес мне победу, мы с ним отрабатывали на тренировках изо дня в день. Он мне сказал после финала, что, как увидел мою изготовку, понял, что это победа.


- А "серебро" Элбека Тожиева отметили?


- Обрадовался его успеху. Элбек очень трудолюбивый парень.


- Можешь сравнить свои чувства после победы в 2005-м и нынешние?


- Шесть лет назад очень многие говорили, что Селимов выиграл случайно. И все это время я ждал момента, чтобы доказать обратное. Просил Бога дать мне здоровья, чтобы год оттренироваться без травм. Он услышал меня. И я доказал. Думаю, двукратным чемпионом мира случайно не становятся.


- Поздравлений много получил?


- Телефон наверняка просто разрывается. Я его никогда не беру с собой на соревнования, отключаю и кладу в гостинице. Сейчас поеду и сам позвоню всем очень важным для меня людям. С женой уже поговорил. Позвоню матери. Она очень за меня переживает. Ребятам на родине, которые очень мне помогали, другу, который поддерживал финансово. Если бы не он, то я, может, уже и закончил бы. А так мы с ним уговорились: выступаю до Олимпиады. Если результатов не будет, уйду.


- Представь свою семью.


- Жена Настя, она из Гомеля. Дочка Эльнара, ей три годика.


- Какие теперь у тебя ближайшие планы?


- Мое "золото" обязательно отметим все вместе, с командой на ближайшем сборе. А сейчас - с друзьями, с семьей. Я ведь уже обелорусился совсем, в 1999 году в Гомель приехал. 16 лет мне было, совсем сырой, прибыл из Дагестана, где занимался вольной борьбой.


- И последний вопрос: чего тебе пожелать?


- Здоровья!


Слово тренеру


Камандар Маджидов: "Я сам был в этой шкуре, поэтому знаю, что такое стать чемпионом мира. Устал, наверное, больше, чем Алим. То, что сделал Селимов, - это героизм, подвиг. Всегда нужно верить в себя до последней секунды, и Алим наглядно это продемонстрировал. Слава богу, мы его вернули к жизни. И, думаю, у Селимова есть все шансы столь же успешно выступить и на Олимпиаде".

 

«Кикинев и женский день»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter