Культовый фильм Юрия Озерова «Освобождение» только что представили после полной цифровой реставрации

«Освобождение». Прошлое всегда настоящее

На этот раз речь идет не о «раскрашивании» ленты, хотя в киноэпопее, как известно, есть и черно-белые фрагменты. Мастера «Мосфильма» снова (они уже делали это в 2002 году) отреставрировали изображение (670 тысяч кадров) и звук (8 часов). Работы продолжались 8 месяцев, окончились лишь в этом апреле (когда сотрудники уже находились в режиме самоизоляции) и, по словам гендиректора киноконцерна Карена Шахназарова, целиком были оплачены за счет собственных средств «Мосфильма», без господдержки.

Братья Озеровы — Николай и Юрий. Каждый из них стал легендой в ­СССР.

Специалисты киностудии в ручном режиме устраняли все обнаруженные недостатки, свойственные для старых картин: многорядные царапины, искажение геометрии кадра, сколы, пятна.

— Пришлось работать с массой дефектов, — говорит Виктор Тамазин, главный инженер ­ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». — Например, эпизод освобождения узников концлагеря на железнодорожной станции («Битва за Берлин») был сильно поврежден коварным дефектом — это так называемые потертости. Никакие автоматические программные фильтры в этой ситуации не работают. В отличие от царапины, потертость не имеет ярко выраженных краев и зачастую не только размыта, но и в некоторой степени прозрачна. И здесь работа шла исключительно вручную. Можно говорить о том, что некоторые фрагменты фильма были воссозданы заново!

По мнению Карена Шахназарова, «Освобождение», снятое 50 лет назад, и сегодня смотрится очень современно.

— Картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств, — считает Карен Георгиевич. — Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал — уникальную. Батальные сцены — их масштаб, качество съемки — просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший еще из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось — не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается.

Ольга Сабурова.

В главной роли — история

Всего в картине действует 51 реальный исторический персонаж. Подбор актеров на роли этих персонажей оказался непростым делом. Главная проблема заключалась в том, что в большинстве своем герои и прототипы героев фильма были еще живы. Многие из них занимали высокие посты и весьма интересовались тем, как будут выглядеть на экране. Нужно было не просто добиться портретного сходства, но и получить согласие самого прототипа (или кураторов съемочного процесса) на изображение на экране этого прототипа тем или иным актером.

Танки, дивизии, берлинские развалины — все было настоящее.

Иосиф Сталин

На роль Сталина Юрий Озеров пригласил Бухути Закариадзе — младшего брата Серго Захариадзе, того самого «отца солдата» из одноименного фильма.

Существует мнение, что впервые после XX съезда КПСС Сталин как киногерой появился именно в «Освобождении», однако это неверно. Сталина изображали в кино после XX съезда и в других фильмах, еще до выхода «Освобождения»: его роль исполнял Андро Кобаладзе в фильмах «Правда» (1957), «В дни Октября» (1958) и «На одной планете» (1965). Другое дело, что все эти картины были малоизвестны — как в свое время, так и сейчас.

Георгий Жуков

Еще в процессе написания сценария Юрий Озеров твердо намеревался сделать Георгия Константиновича Жукова главным консультантом картины (что было вполне оправданно).

Однако он не учел обстановки тех лет. Отставной маршал раздражал как военное, так и партийное руководство, и Жукова консультантом не утвердили (им стал предложенный маршалом Сергей Штеменко). Тем не менее Жуков передал Юрию Озерову только что законченную первую часть своих мемуаров и активно продолжал сотрудничать с ним во время съемок. Книга Жукова подверглась резкой критике высшего генералитета страны — Андрея Гречко, Алексея Епишева и Сергея Штеменко, которые отрицательно высказывались по поводу некоторых фактов, описанных Жуковым. Это же касалось и «Освобождения», где их раздражение вызвало «чрезмерное преувеличение» роли Жукова в Великой Отечественной войне. На роль Жукова был приглашен Михаил Ульянов. Этот выбор получил одобрение Жукова, с которым Ульянов, кстати, виделся только один раз, и то мимоходом. Эта роль стала своего рода фирменной для знаменитого актера; впоследствии он исполнял ее не один раз (в том числе в последующих фильмах Озерова о войне).

фото информационного центра «Мосфильм-Инфо».

Андрей Власов

В эпопее «Освобождение» впервые появился на экране бывший генерал‑лейтенант Власов. Огромной удачей для Юрия Озерова было уже то, что ему разрешили эту единственную сцену с Власовым (в лагере Заксенхаузен он беседует с сыном Сталина Яковом Джугашвили, имя и трагедия которого тоже не афишировались в то время). Показ Власова был разрешен с условием, что его имя нигде упоминаться не будет: не только в фильме, но и на съемках. Данный персонаж получил условное наименование «Генерал».

На роль Власова пригласили Юрия Померанцева. Участник войны, Померанцев почти всю жизнь проработал в Алма‑Атинском русском драматическом театре. Многие зрители знали его по известной комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор». Выбор Юрия Померанцева определился случайностью, как часто бывает в кино. Театр имени Лермонтова находился на гастролях в Москве. Там на одном из спектаклей на актера обратил внимание ассистент режиссера Юрия Озерова. По мнению самого Померанцева, он не очень похож на Власова. Но он легко мог быть загримирован под него. Съемку под Москвой эпизода в Заксенхаузене провели в один день. А вечером, когда актер торопился на спектакль, Юрий Озеров сказал ему: «Вы, Юрий Борисович, не очень расстраивайтесь, если не найдете себя в картине. Я не уверен, что этот эпизод не вырежут. Мы с огромным трудом получили даже фотографии Власова из архива МВД». К счастью, эпизод вошел в фильм. А уже через несколько лет, когда Юрий Чулюкин приступил к съемкам фильма о генерале Карбышеве («Родины солдат»), с Власовым уже никаких проблем не было. Его имя уже стояло в титрах. И здесь его также сыграл Юрий Померанцев, специально вызванный режиссером из Алма‑Аты.

Адольф Гитлер

Юрий Озеров в поисках исполнителей реальных персонажей сразу начинал с тех, кто уже играл этих персонажей раньше. Незадолго до начала съемок «Освобождения», в 1967 году, актер киностудии «ДЕФА» Фриц Диц сыграл Адольфа Гитлера сразу в двух картинах, в том числе в «Замерзших молниях», вышедших в советский прокат. Именно Фрицу Дицу было предложено сыграть роль Гитлера. Но актеру казалось, что он станет заложником одной роли, и уж тем более ему не хотелось стать заложником роли Адольфа Гитлера. Антифашисту Фрицу Дицу роль Гитлера, которую он исполнял также и в театре, в котором работал, порядком поднадоела. С большим трудом удалось уговорить актера на съемки в этом фильме, и он потом даже продолжил свою гитлериану в «Солдатах свободы». Юрий Озеров планировал его участие и в намечаемом к постановке фильме «Битва за Москву». Однако в этом фильме роль Гитлера вместо умершего в 1979 году Дица сыграл Ахим Петри.

«Освобождение»: в каждом кадре была война...

Другие персонажи

Долго искали исполнителей остальных исторических личностей. В конце концов на роль Уинстона Черчилля был утвержден Юрий Дуров — клоун и дрессировщик, народный артист СССР, представитель династии Дуровых. Роль маршала Конева исполнил Василий Шукшин, для съемки побривший голову наголо.

Популярный румынский актер Флорин Пьерсик, кумир зрителей и исполнитель ролей гайдуков в костюмных лентах (многие из которых выходили в советском прокате), сыграл Отто Скорцени.

Итальянец Иво Гаррани, не похожий внешне на дуче, но уловивший его внутреннюю суть, выступил в роли Бенито Муссолини.

По материалам Википедии.

Михаил Ножкин: От холостого выстрела в Берлине вылетели стекла

На съемках «Освобождения» (Михаил Ножкин, Николай Олянин — солдаты Победы).
— Я очень рад, что проведена столь масштабная реставрация и что это случилось при моей жизни, — сказал Михаил Ножкин, сыгравший в фильме лейтенанта Ярцева. Написанная и исполненная им песня «Последний бой» звучит в финальной, пятой части киноэпопеи «Последний штурм». — Сколько раз за свои 83 года я слышал от людей, посмотревших «Освобождение», что они воспринимают его как документальный фильм. А знаете почему? Я напомню тем, кто забыл или в силу молодости, быть может, не знает. «Освобождение» снимали фронтовики. Режиссер фильма Юрий Озеров всю войну прошел артиллеристом; главный оператор — танкист Игорь Слабневич, участник битвы на Курской дуге и под Сталинградом; автор сценария — писатель Юрий Бондарев, боевой офицер. Они снимали правду, поэтому и фильм получился абсолютно достоверным.

Танки, дивизии, полки, берлинские развалины — все было настоящее. А как мы били холостыми! Громче, чем боевыми, — вспоминает Ножкин. — Мы начали снимать в Берлине в 1967 году — и Запад ошалел от страха. Несколько месяцев в Европе говорили: «Это русские под видом кино нагнали военной техники — будут брать Западный Берлин». Помню, бегу по улице — и тут залп. Холостой. А дело было на площади, метрах в трехстах от нас — офис. Грандиозный скандал! Оказалось, от ближайшей к месту выстрела стены внутри отлетела вся мебель, да еще и во всем квартале стекла в окнах вылетели... Полицейские бегут: «Скорее запретить съемки». Юрий Николаевич честит всех вокруг всякими русскими словами... А полковник, я помню, командир подразделения говорит: «Что, они опять шумят? Пусть спасибо скажут, что не боевыми. Когда мы брали Берлин, тут из каждого подвала фаусники (ракеты) нас долбили. Это ничего. А здесь холостыми. Кино снимают, вот стекла и вылетают».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter