Освобождение

Смерти вопреки Прочитала в "СБ" материал Ирины Такоевой "Красные маки Рогачева" и решила написать о своем отце, который мне рассказывал об участии в боях под Рогачевом.
Смерти вопреки

Прочитала в "СБ" материал Ирины Такоевой "Красные маки Рогачева" и решила написать о своем отце, который мне рассказывал об участии в боях под Рогачевом. Отца уже нет, но его рассказы я запомнила навсегда. Мой отец Иван Сафронович Кулинич был призван в армию 16 июля 1943 года после освобождения Орловской области. Ему тогда не было и 18 лет. Он рассказывал, как командиром была поставлена перед бойцами задача форсировать Днепр. Отец отлично плавал, он вырос на реке. Солдаты форсировали Днепр, но попали в окружение. Папа был ранен, солдаты вынесли его, отправили в госпиталь. Моя бабушка - его мать - получила извещение о том, что Иван Кулинич погиб 23 ноября 1943 года и похоронен в Гомельской области. Получив письмо от моего отца из госпиталя, бабушка узнала, что он жив, и с Орловщины пришла пешком к нему в госпиталь...

Мой отец был дважды "убит" и дважды плакала моя бабушка. Второй раз его посчитали погибшим во время боев в Польше. Но это уже другая история... Подлинники этих извещений о гибели я храню в память об отце... После войны он за свой труд был награжден орденом Октябрьской Революции.

Ирина КУЛИНИЧ, Минск.



В поисковой работе мелочей не бывает

Алевтина Шевчук из Минска в письме "Дорогие строки фронтовые", опубликованном в "СБ" 15 мая, рассказывала о безуспешных поисках места гибели своего отца Петра Андреевича Колесова. Как и многие другие родственники погибших, она не обращает внимания на "второстепенные мелочи", которые и являются недостающим звеном в поисковой работе.

Семья погибшего получала письма с фронта. На конверте обязательно должен быть указан номер полевой почты (открытого наименования военной части). По этому номеру в Центральном архиве Министерства обороны РФ в Подольске Московской области определят номер полка (или иного подразделения), а по списочному составу - участие бойца в боевых действиях вплоть до дня гибели.

Автор не указывает также месяц гибели отца - только год, 1943-й. За этот год войска прошли с боями тысячи километров. Если бы был указан месяц гибели Колесова, то из большого перечня деревень с поэтическим названием Красное остались бы только те, которые были освобождены, скажем, в октябре (или мае, или августе). В этом случае помощь в поисках могилы отца могли бы оказать и местные органы власти, комиссариаты и, что важно, поисковики-энтузиасты. Я, например, занимаюсь поисковой работой более 13 лет и по опыту знаю, что мелочей в таких вопросах не бывает.

Алексей ГАВРУТИКОВ, Дубровно.



Гитлер капут!

В конце июня 1944 года наш партизанский отряд N 130, что действовал на Могилевщине, соединился с частями Красной Армии в районе Березино. Несколько недель мы вместе с солдатами вылавливали в окрестных лесах бежавших на запад немцев. Запомнился один необычный случай.

Наши солдаты поймали немецкого генерала, правда, обут он был не по-генеральски - в лапти. Видно, кто-то из партизан "выменял" свою крестьянскую обувку на шикарные сапоги. Пленный генерал жадно смотрел, как курят наши солдаты. И тут кто-то догадался, что генерал хочет закурить. Ему сделали самокрутку. Генерал затянулся, сильно закашлялся, но цигарку не бросил. Вдруг он громко крикнул: "Гитлер капут!" Мы с удивлением наблюдали, как дружно подхватили эту фразу другие пленные немецкие солдаты: "Гитлер капут! Гитлер капут!" Это была наша победа!

Владимир УЛИТИН, рядовой партизанского объединения Могилевской области, Минск.



Откликнитесь, друзья-однополчане!

Я, сын полка Георгий Жуков (на фото во втором ряду крайний справа), в 1944 - 1945 годах воевал на 1-м Белорусском фронте в 582-м отдельном батальоне в составе заградительного контрольного пункта. Рядом - мои товарищи. Последний выстрел в той войне был нами произведен при задержании немецкой автомашины, в которой оказалась картотека на личный командный состав наших Вооруженных Сил и Войска Польского. Эту автомашину и картотеку мы передали в органы СМЕРШ в немецком городе Готт.

Ребята! Дорогие побратимы! Взгляните на эту фотографию, и вы, надеюсь, узнаете себя. Если вы живы - откликнитесь! Как здорово было бы встретиться спустя 59 лет после этого памятного снимка. Мой адрес в редакции.

Фото сделано 22 сентября 1945 года в городе Готт, Германия.

Георгий ЖУКОВ, Хойники.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter