Освобождение

Разведчица Соня Дубровская, 18-летняя девушка, симпатичная и хрупкая, была в нашей диверсионной группе разведчицей.
Разведчица

Соня Дубровская, 18-летняя девушка, симпатичная и хрупкая, была в нашей диверсионной группе разведчицей. Однажды Соня пошла в разведку, прихватив наган, хотя обычно ходила на задания без оружия. Разузнав о намерениях врага в ближайших к нашему лесу деревнях, она возвращалась в отряд. Последний хуторок на пути, еще километр - и спасительный лес. Чего не ждала здесь девушка, так это полицейского поста. Что есть духу Соня помчалась к лесу. За ней - трое полицаев. В девушку не стреляли, наверное, хотели взять партизанку живьем. Полицаи уже догоняли ее. Вдруг Соня остановилась и, резко развернувшись, выстрелила полицаю в лоб. Сразу несколько пуль прошили ее. Разведчица рухнула наземь...

Но Соня выжила. Три пули лишь слегка задели ее, а четвертая скользнула по черепу. Именно от этой пули девушка потеряла сознание, но тем самым спаслась от мучительных допросов и пыток. Партизанские фельдшеры поставили Соню на ноги. Храбрая разведчица сообщила партизанам, что немцы готовят облаву, и отряд заблаговременно покинул опасное место. Потом было долгожданное освобождение, мирные годы. Софья Викентьевна Дубровская прожила долгую и достойную жизнь.

Николай НАРЧУК, бывший командир диверсионной группы, Минск.

Неизвестный десант

60 лет прошло со времени завершения воздушно-десантной операции во вражеском тылу на Смоленщине, в которой участвовали белорусы. Вернулись из операции около 300 человек. 300 из 10 с лишним тысяч десантников, заброшенных с самолетов в тыл врага... Крупнейшая в истории войн воздушно-десантная операция, казалось бы, должна быть подробно описана. Однако этого не случилось. Как известно, предпочтение летописцы отдавали победным операциям, а эта в стратегическом плане не была таковой.

...Январь 1942 года. Воздушные десантники дни и ночи напролет штурмовали немецкие гарнизоны, перекрывали их питательные артерии - железнодорожные пути, шоссейные дороги. Немецкие военачальники были в шоке от таких дерзких вылазок, бросались вызывать на подмогу фронтовую авиацию. Например, при взятии 2-м батальоном, в котором я воевал, деревни Денисково, прилегающей к железнодорожной станции Угра, на горстку наших бойцов была пущена целая эскадрилья "юнкерсов". Но чаще оккупанты предпочитали исчезать из тех мест, где появлялись десантники. Так рухнул "новый порядок" в трех районах - Всходском, Знаменском, Дорогобужском. Весной немецкое командование бросило на уничтожение десанта несколько дивизий, и нам ничего не оставалось, как мелкими группами продвигаться к линии фронта, к своим. Десантники сделали все, что было в их силах. Поэтому болью отзывалось в сердцах однополчан забвение тех, кто, честно выполнив свой воинский долг, навечно остался лежать в смоленской земле. Одним из них был Петр Владимирович Поборцев, родом из Витебской области. Ему, старшему офицеру воздушно-десантных войск, было доверено командование одним из лучших десантных подразделений - 2-м батальоном 214-й воздушно-десантной бригады. В одном из боев его ранила шальная пуля, которая отняла у комбата жизнь. Но и раненный, пока еще хватало сил, он продолжал руководить боем. Позже были подготовлены документы на представление Поборцева к званию Героя Советского Союза. Но на дорогах войны они затерялись. Пусть хотя бы эти строки послужат данью памяти нашему отважному воину-земляку.

Яков РУБИН, полковник в отставке, Минск.

Спасибо деду, что добыл Победу

Мой дедушка Александр Георгиевич Шатанов прошел войну от Кемерово, где был призван, до города Пилы в Польше. 257-й полк, в котором воевал дедушка, освобождал Варшаву, поэтому и назывался Варшавским. В сражении под Пилой дедушка был ранен в правое плечо, домой вернулся инвалидом. Он не любил рассказывать о войне, не выставлял напоказ свою инвалидность, требуя себе поблажек. Он старался все делать сам, научился работать левой рукой так, что ни его жена, ни дочери не ощущали, что в доме нет мужских рук. Дедушка был хорошим мужем и отцом. К сожалению, я его не помню - он умер до моего рождения. А мне так хотелось бы встретиться с ним, поговорить по душам, рассказать о своих любимых книгах и увлечениях, признаться, как я горда тем, что ношу его имя. В этом году будет отмечаться 60-летний юбилей освобождения Беларуси. И я искренне хочу поклониться всем живым и павшим воинам Великой Отечественной войны, своему дедушке и сказать: "Спасибо вам, родные, за то, что есть мир, Беларусь и я!"

Александра МЯСНИКОВА, Дзержинск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter