Острый приступ клептомании

Корреспондент «СБ» расследует кражи в магазинах
Корреспондент «СБ» расследует кражи в магазинах

Воровство — будни супермаркетов, бутиков и рынков. Кражи теперь не ЧП, администрации некоторых гастрономов прогнозируют такие убытки. В магазинах самообслуживания потери от воровства составляют 3 — 5 процентов от всего товарооборота! Изобретательные жулики порой демонстрируют настоящее мастерство. Перед носом у охраны могут незаметно пронести и «Чупа–чупс», и телевизор с диагональю 72 сантиметра.

Воровская технология

Как–то в круглосуточном магазине стал свидетелем необычной сцены. Охрана задержала покупателя, который пытался вынести бутылку водки... в носке. Пойманный с поличным будто извинялся перед окружающими:

— Я не вор! Просто забыл заплатить.

— Все так говорят, — подталкивали парня к «воронку» оперативники. — В отделении разберемся.

Похожие истории случаются в супермаркетах едва ли не каждый вечер. Обычно жулики выходят на дело в темное время суток, когда внимание охраны притупляется. Промышляют на рынках, в салонах сотовой связи с витрины горазды стащить пару мобильников, иногда из парикмахерских и ресторанов уходят не расплатившись. А вот в книжные лавки почему–то не заглядывают. Нелитературный народ, однако! Куда чаще выбирают многолюдные продовольственные магазины с закоулками и узкими проходами. Там уйти из–под прицела видеокамер не проблема. Охранника легко запутать в лабиринтах супермаркета. А «пищалки» на выходе ловкачи научились обманывать: штрих–код срывают или заворачивают продукты в фольгу, которая блокирует сигнал.

О способах краж вообще можно написать большую энциклопедию как минимум в трех томах. Например, хитрецы прорезают дырки в карманах пальто и прячут еду за подкладку. На рыболовные крючки, пришитые к внутренней стороне пиджака, оказывается, можно прицепить упаковку салями или пачку чипсов. Ушлые дамочки под юбки на ремень вешают сумки, в которые складывают яства. Одна тетенька пожадничала и положила еды столько, что «баул» порвался и все украденное вывалилось прямо посреди торгового зала. Пришлось срочно ретироваться.

Некоторые даже не прибегают к хитростям. Выносят товар не пряча, в руках. Так, в ЦУМе мужчина взял в руки светильник и спокойненько прошел через весь зал, никто и не обратил внимания. Только охранник на выходе, заметивший, что торшер не упакован, попросил предъявить чек.

— В магазинах самообслуживания соблазн украсть очень велик, кажется, всего–то: протянуть руку к товару и сунуть в карман, — рассказывает начальник отдела охраны правопорядка и профилактики РУВД администрации Советского района Минска Сергей Синевич. — О последствиях задумываются уже в милиции. На первый раз воришка отделается штрафом, а повторная кража в течение года потянет на «уголовку». Практически никто вину не признает, ссылаясь на забывчивость. Кстати, иногда супермаркеты сами провоцируют преступников, неправильно размещая видеокамеры и товар.

Листая уголовные дела, замечаю, что в основном воруют по мелочи: сок, зажигалки, конфеты, губную помаду. «Мелкие воришки доставляют больше всего хлопот магазинам: за пять лет задержали больше тысячи и предотвратили хищения почти на 6 миллионов рублей, — листает блокнот с записями начальник службы охраны одного из минских супермаркетов Владилен Пенкин. — Вычислить преступника — целая наука, в серьезных структурах организованы специальные курсы для охранников. Учат, как определить потенциального вора по походке, взгляду, мимике».

Мимо кассы

И все равно, вор вору рознь. Например, есть бомжи и алкоголики. У этих одно на уме — выпить–закусить. Крадут по мелочи: бутылку водки, хлеб, селедку. Неопрятный вид сразу настораживает охрану, поэтому бродяги нередко попадают в милицию.

Хулиганистая молодежь обычно совершает кражи подшофе. Многие и не пошли бы на преступление, не будь навеселе. А под рюмочку да с хорошей компанией добыть пиво и орешки забесплатно почитают за подвиг. Еще одна напасть — мальчишки. Они не воры, конечно, но во время розыгрышей, организуемых компаниями по производству прохладительных напитков, прямо в магазине открывают все подряд бутылки с газировкой, пока не найдут заветную крышечку.

Профессиональные воры работают и в одиночку, и небольшими группами. Охотятся за определенным товаром, как правило, дорогим алкоголем. Отвлекают охранников, затевают ссору с покупателями, пока сообщник выносит товар. Еще практикуют в бутиках. Не мелочатся, и если крадут, то сразу костюм за тысячу долларов. Все продумано до мелочей, и поймать опытного преступника — большая удача.

Для некоторых воровство сродни азарту. Ведь менеджеры среднего звена после работы снимают напряжение по–всякому. Кто–то прыгает с парашютом на Боровой, кто–то участвует в гонках стрит–рейсеров. А кто–то идет в магазины и на спор выносит галстуки и консервы. Победителем объявляют укравшего товаров на большую сумму. Обычно подобные развлечения — для людей с бедной фантазией и тугими кошельками. Крадут исключительно ради экстрима.

Иных же одолевают острые приступы клептомании. В одном из минских супермаркетов кассир однажды обратила внимание, что солидный клиент, делавший обычно покупки на сумму не меньше ста долларов, спрятал в рукав банку кофе. Решили–де, продавцу показалось, но в следующий раз охрана внимательнее наблюдала за «пациентом» и заметила его маневр. Когда мужчину задержали, он признался, что страдает нервным расстройством поведения.

— В основе любого воровства — удовлетворение влечения: выпить, утолить голод, выплеснуть адреналин, — считает заведующая психологической лабораторией Минского городского центра пограничных состояний и психотерапии Инесса Вайнюнская. — Клептоманы — особый случай. Большинство — обеспеченные люди: бизнесмены и предприниматели. Пациенты в процессе воровства испытывают сильное возбуждение. Это сродни охоте, после которой они могут даже выбросить добытый трофей. Скорее, важен сам процесс, а не результат. Между кражами их терзает совесть и мучает чувство вины. Корни заболевания надо искать в детстве, в неправильных семейных отношениях.

В отпускной сезон обязательно кто–нибудь из белорусов набедокурит за границей. Наши туристы, обалдевшие от обилия товаров в супермаркетах, пытаются вынести одежду, обувь, технику. Каждую неделю в белорусские посольства и консульства приходят 2 — 3 депеши из местной полиции. То наши соотечественники «отличились» в Вильнюсе, то в Кельне пытались вынести из бутика модную сорочку. «Необдуманные поступки чреваты крупными неприятностями, — объясняет советник консульско–правового отдела МИДа Инесса Жигаревич. — Ведь судить будут по законам страны пребывания, которые к ворам обычно суровы. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что белорусы за рубежом все же чаще сами становятся жертвами обмана».


Охрана супермаркета не имеет права просить вывернуть карманы. Такие полномочия есть у милиции, и с составлением протокола! В случае, если во время досмотра ничего не нашли, у вас хорошие шансы выиграть дело в суде. В Белорусском обществе защиты потребителей рассказали, что покупатели, обиженные нелестным обращением, жалуются постоянно. Однако без протокола, увы, доказать что–нибудь невозможно. Между прочим, не спешите извиняться за разбитую банку с компотом, которую вы задели полой пальто! Не исключено, что продукция была выставлена не по ГОСТу и вашей вины нет. В ответ на обвинения предложите руководству магазина подать в суд.


Как уберечься от преступников?

Над этим ломают голову во всех магазинах. Иногда в супермаркетах идут на радикальные меры. Когда в минском гастрономе «Столичный» поймали очередного воришку, сфотографировали и поместили его портрет на отдельном плакате рядом с другими недобросовестными покупателями, попыток умыкнуть йогурт или палку колбасы стало заметно меньше. В некоторых бутиках придумали еще более оригинальный способ. При попытке снять с украденного свитера заклепку вонючая краска заливает всю одежду.

А вообще–то, наверное, прав был герой фильма «Джентльмены удачи», предлагавший сажать воров в чан с нечистотами, а сверху — янычара, который махал бы ятаганом над головой у жулика. Непопулярно, зато эффективно!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter