Острые углы штампа

При замене паспорта молодая мать осталась без регистрации и пособия на ребенка

При замене паспорта молодая мать осталась без регистрации и пособия на ребенка


В голосе позвонившей в корпункт «СБ» могилевчанки Ирины слышалось отчаяние. 5 февраля у нее родился сын. А незадолго до этого радостного события ей исполнилось 25 лет, потребовалось заменить паспорт. Документ выдали быстро, осталось лишь поставить в нем отметку о регистрации. С этого момента и начались беды молодой матери.


Директор коммунального дочернего жилищно–эксплуатационного предприятия, в ведении которого находятся общежития «Могилевоблсельстроя», Павел Шишов наотрез отказался давать согласие на регистрацию Ирины по месту ее прежней прописки — по улице Тимирязевской, 11. Не зарегистрировали в общежитии и ее маленького сына Арсения. Сейчас семья (у Ирины гражданский брак) снимает квартиру. Договор найма оформлен по всем правилам, но хозяин тоже не хочет регистрировать своих постояльцев, даже временно.


Из–за отсутствия в паспорте штампа Ирина не может взять справку для бухгалтерии о составе семьи. Без нее не только детское пособие не начисляют, но и оформление декретного отпуска под вопросом. «Больничный» Ирине уже закрыли. И это еще не все. Без регистрации она не может вступить в жилищно–строительный кооператив, хотя семье пора обзаводиться крышей над головой. Ирину не принимают в поликлинике. Хорошо еще, что здоровье малыша под контролем. Детский врач, несмотря ни на что, регулярно навещает младенца.


В отделение по гражданству и миграции Ленинского РОВД Могилева с аналогичной проблемой уже обратилось более сорока человек. И все — из этого же общежития. Начальник отделения Михаил Лугавцов возмущен действиями руководителя жилищно–эксплуатационного предприятия: раз решением суда этих людей не выселяли, отказы в регистрации незаконны.


В своем кабинете директор предприятия Павел Шишов долго изучал мое редакционное удостоверение:


— Пришли небось ходатайствовать за своих родственников?! Иначе почему вы на их стороне?


У него свои аргументы, которые я пытаюсь понять, как и обиду Ирины. В общежитии, где была прописана, Ирина не живет. Ни одна из комнат за ней не числится. Договор найма жилого помещения с администрацией не заключен. Соответственно за коммунальные услуги Ирина не платит. Только что значится в списках жильцов. Во всяком случае, ее паспортная карточка здесь имеется. Ирина такая не одна. Только в этом общежитии «Могилевоблсельстроя», рассчитанном всего–то на 398 жильцов, прописано еще около 240 «мертвых душ». Да и в других общежитиях этой организации — не меньше. Предшественник нынешнего директора на штампы в паспортах не скупился. Новый директор работает год, а к нему все идут и идут «жильцы», которых он и в глаза не видел.


— Потребуются справки — объявляются, — сетует Павел Павлович. — В другое время не можем найти их даже с милицией. Некоторые (но далеко не все) когда–то действительно занимали здесь комнаты. Потом переселились, не рассчитавшись даже за коммунальные услуги. Задолжали около 12 миллионов рублей. Как и с кого эти деньги теперь взыскать? Найти должников не можем, ведь, по данным паспортных столов, все прописаны здесь!


— В справках для назначения пособий на детей мы не отказываем, — вступает в разговор заведующая общежитием по улице Тимирязевской, 11 Евгения Иванова. — Понимаем, что малышей нужно кормить. Сложнее со справками для вступления в ЖСК. На каком основании заполнять так называемые расширенные формы с точным указанием количества квадратных метров на каждого проживающего?


— Почему же тогда такие проблемы у Ирины? — спросила в ответ.


Мне объяснили, что она в этом сама виновата. Мол, официально за справкой не обращалась. Да, заходила. Но отметка о том, что подавала заявление на регистрацию, в журнале учета отсутствует. А на нет, мол, и суда нет... С тех, кто в общежитии живет, а не просто числится, как Ирина, при замене паспортов никаких заявлений не требуют.


И не должны — объяснили мне в юридической консультации. Поскольку Ирина была прописана в общежитии, там же ее должны и зарегистрировать. А уж потом руководство жилищно–эксплуатационного предприятия вправе обратиться в суд с иском о признании ее «не приобретшей права пользования общежитием». Основанием для иска является то, что договор найма помещения отсутствует. В суде Ленинского района Могилева подтвердили, что выселяют из общежитий только в судебном порядке.


— Неоднозначный случай, — задумался заместитель председателя Могилевского горисполкома Федор Михеенко, которому я рассказала подробности этой истории. — Вообще–то при замене паспорта вопросов с регистрацией быть не должно. До сих пор никто с подобными проблемами к нам не обращался. Пусть Ирина приходит на прием, найдем выход. Когда речь идет о благополучии ребенка, городские власти сделают все возможное, чтобы помочь семье. Разумеется, насколько позволяет закон.


А что делать остальным, как и Ирина, не проживающим в общежитии? Их, напомню, почти две с половиной сотни. Конечно, паспорт менять нужно не всем. До того, как не возникнет такая потребность, можно спокойно жить. А возникнет — не исключено, что и они, поневоле попав в разряд людей «без определенного места жительства», окажутся в такой же незавидной ситуации...


Фото Александра ЛАЗАРЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter