Острые углы кружка

Всякого рода кружки, секции, студии — «золотое наследие», которым система образования гордится еще с советских времен. Однако по–прежнему ли высока планка?

Всякого рода кружки, секции, студии — «золотое наследие», которым система образования гордится еще с советских времен. Однако по–прежнему ли высока планка? КГК Витебской области проверил 7 профильных учреждений и констатировал: в половине кружков посещаемость, мягко говоря, не очень. Причем не только в областном центре, но и в районах — Лиозненском и Бешенковичском.


Проблемы, как выяснилось, общие: отсутствие типовых штатных расписаний и нормативов позволяет раздувать штат управленцев, формировать разную структуру учреждений, вводить в штатное расписание должности независимо от нагрузки. Некоторые кружки, похоже, создаются вообще ради галочки. Например, в кружке «Спортивные игры» центра Октябрьского района Витебска на момент проверки занималась только треть ребят из списка, причем и они были предоставлены самим себе. Проверили второй раз — спортзал открыт, тренера ищи–свищи... Еще более странная ситуация в кружке «Моя малая Родина» Дворца творчества детей и молодежи Железнодорожного района Витебска: группа укомплектована, похоже, формально, а руководитель фактически вместо краеведения регулярно присматривает за теми, кто самостоятельно занимается... на тренажерах. А вот какая картина предстала перед глазами контролеров в кружке спортивного моделирования и конструирования Витебского областного дворца детей и молодежи: 12 детей из списка в классе нет, зато имеются «подставные». И только один вырезает из картона модель самолета, остальные преспокойно смотрят телевизор!


Конечно, это не проблема отдельно взятого региона. Прошлой весной во время аналогичного рейда по минским учреждениям недостатки вскрыли те же. Например, клуб «Спадчына», в котором, по отчетам, в 6 кружках занималось 68 детей, не работал вовсе. В «Альтернативе», где в 28 кружках числилось 258 ребят, в день посещения КГК работала всего одна группа, да и в той детей было вдвое меньше. Не было учебных планов у педагогов и в главном офисе, к которому относились эти клубы, — центре внешкольной работы Ленинского района Минска «Маяк», а само его состояние оставляло желать лучшего. Были сделаны нужные выводы? Прошедшая в конце января очередная проверка показала, что работа над ошибками проведена. Надежда Великая, главный специалист отдела идеологической и воспитательной работы комитета по образованию Мингорисполкома, считает, такие рейды помогают увидеть, над чем надо еще работать:


— Что касается клубов по месту жительства, то произошла их минимизация. Два клуба закрыты, дети перешли в ближайшие. В «Маяке» прошел ремонт, сейчас он выглядит достойно, и реконструкция продолжается.


Специалисты в один голос говорят: кружковая деятельность — как и прежде, вещь нужная, очень важная в воспитании. Ведь только в Минске как минимум каждый второй ребенок посещает свой «клуб по интересам». Но чтобы система была эффективной, в нее надо вкладывать средства. Дети должны работать на новейшем оборудовании, нужны хорошие костюмы, мебель, музыкальная аппаратура. Не дело, если Витебский областной дворец не имеет средств, чтобы приобрести для занятий бумагу, ткань, клей, пенопласт, топливо для моделей, а необходимые материалы приобретаются за счет родителей или спонсоров. Не хватает и кадров. Руководителей кружков технической направленности не готовят ни в одном вузе. Как правило, ими становятся энтузиасты, имеющие навыки моделирования. Но при этом к ним предъявляются весьма серьезные квалификационные требования. Был случай, руководить кружком авиамоделирования как–то не разрешили даже мастеру спорта по авиамоделизму.


В общем, есть проблемы, но есть и возможности их решения. Пример Минска показывает: порядок при желании можно навести и за короткий срок.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter