Острые грани «Северного потока»

Польский антимонопольный регулятор UOKiK оштрафовал российскую корпорацию «Газпром» на 7,6 млрд долларов. Кроме того, штрафам на общую сумму 61 млн долларов подверглось пять европейских компаний. Причиной столь суровых мер стал газопровод «Северный поток — 2», в строительстве которого участвуют данные компании.

ok.ru

По мнению польского регулятора, «Газпром» и его европейские партнеры незаконно создали совместное предприятие по строительству газопровода, что идет в обход запрета, ранее наложенного властями Польши. Польская сторона считает, что заинтересованные компании лоббируют строительство «Северного потока» и это противоречит правилам свободной конкуренции на газовом рынке. В соответствии с постановлением польского регулятора европейские партнеры «Газпрома» обязаны в течение 30 дней расторгнуть соглашения о строительстве газопровода.

Российский газовый гигант уже заявил, что собирается обжаловать данное решение. Это значит, что, пока длятся разбирательства, постановления польского регулятора не смогут вступить в силу.

Решение России строить газопроводы в Западную Европу в обход восточноевропейских стран-транзитеров всегда вызывало резкое неприятие с их стороны. Тем не менее первая очередь «Северного потока» была завершена более десяти лет назад при активной поддержке Германии, заинтересованной в бесперебойных поставках газа и снижении зависимости от непредсказуемых и капризных стран-транзитеров, имеющих традиционно недружественные отношения с Россией.

Строительство второй ветки «Северного потока», однако, встретило все возрастающее сопротивление. К примеру, против выступили не только восточноевропейские транзитеры, но и экологи, а экологическое лобби в ЕС, как известно, весьма влиятельно. Вот основной их аргумент: энергетика на основе ископаемых видов топлива загрязняет окружающую среду и морально устарела, то есть должна быть заменена экологически чистой зеленой энергетикой.

С подачи экологического лобби европейские страны развязали настоящий погром атомной энергетики, под ударом оказалась и газовая отрасль. Однако эффективность и стоимость зеленой энергии на поверку оказались весьма сомнительными, поэтому европейский бизнес по-прежнему стремится к сохранению традиционных источников энергии. Именно благодаря позиции бизнеса «Северный поток — 2» все-таки удалось довести до финальной стадии.

Помимо экологов, в судьбу «Северного потока — 2» вмешались и интересы конкурирующих поставщиков энергоресурсов, прежде всего США, которые пытаются навязать европейскому рынку поставки своего сжиженного газа. Против этого играет цена СПГ, который оказывается заметно дороже трубопроводного газа.

Лоббистом американских интересов выступает и Варшава, которая продвигает строительство СПГ-терминалов по приему сжиженного топлива. При этом Польша мечтает замкнуть на себя поставки сжиженного газа, тем самым став важным газовым хабом для всей Восточной и Центральной Европы. Еще один проект, который продвигает Варшава, — так называемая Балтийская труба, которая должна связать польские газотранспортные сети с газовыми месторождениями в Норвегии. Ожидается, что этот проект должен быть реализован к 2022 году.

Таким образом, решение польского регулятора выглядит политически мотивированным. «Северный поток — 2» находится под множественным ударом: со стороны экологического лобби, альтернативных поставщиков, а также конкурирующих газотранспортных проектов. Ситуация осложняется напряженностью в российско-европейских отношениях после событий в Украине 2014 года, когда любые совместные проекты с Россией в Европе воспринимаются как токсичные. В весьма двусмысленном положении находится и Германия, которая одной рукой продвигает антироссийские санкции, а другой пытается завершить выгодный ей газотранспортный проект. Балансировать на этой острой грани становится все сложнее.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter