Острые грани райских уголков

В дни, когда на дворе межсезонье, туристические предприятия подводят итоги и обсуждают планы на будущее.
В дни, когда на дворе межсезонье, туристические предприятия подводят итоги и обсуждают планы на будущее. Дела у них идут в целом неплохо, а услуги становятся качественнее. Об этом свидетельствует и такой факт: в редакционной почте заметно сократилось количество жалоб на работу турфирм. Это означает, что в чем–то их опыт может быть полезен и тем, кто трудится неподалеку, на соседней «ниве». В таком примерно ракурсе есть смысл взглянуть на проблемы и способы их решения самой молодой у нас ветви туризма — сельского.

Мои знакомые летом отлично отдохнули в деревне Володьково под Глубоким. Здесь тебе и рыбалка, и белорусская кухня, и верховая езда. Но узнали они об этом райском уголке случайно. Вообще, если бы не периодические публикации в газетах и ТВ, время от времени показывающее сюжеты об агротуризме, многие вряд ли могли бы предположить, что такое явление уже появилось и на наших просторах. Но это действительно так. Есть немало интересных примеров этой работы. Но все же становление этого сегмента туризма идет слишком медленно. Причин немало. Одни из них видны невооруженным глазом, другие имеют скрытую подоплеку. Назовем их, но вначале нужно ответить на главный вопрос: не ошиблись ли мы в принципе, пытаясь пойти по пути наших соседей, поляков и литовцев? Перспективен ли вообще у нас агротуризм?

...Возвращалась нынешним летом с короткого отдыха на Браславщине. Остановилась купить слив у деревни Мерецкие. Разговорилась с местной жительницей, потом подошел ее муж. Оба в прошлом минчане, недавно вышли на пенсию. Говорят, хотели поездить по Беларуси, побывать в разных живописных местах, но где узнать, кто их может приютить? Остановились на другом варианте: купили в приглянувшемся селе недорогой домик. Тут же вспомнилась еще одна встреча на той же Браславщине. Молодой мужчина из Питера приехал купить дачу для родителей босса, чтобы те могли выехать летом на отдых в экологически чистый живописный уголок. Но столкнулся с проблемой: куда ни кинется, всюду его опередили те же питерцы и москвичи. Об этом мне рассказывали и сами местные жители. Итак, неоспоримый факт: желающих провести отпуск в деревне много. Значит, и сама ставка на развитие в стране агротуризма перспективна.

Можно было и не приводить эти примеры, а обратиться к опыту уже достаточно известных и раскрученных «Дудуток». По сути, они стали прародителями сельского туризма (точнее, такой его разновидности, как этнотуризм) и доказали свою и его жизнеспособность. Пока конкуренты раскачиваются, здесь не стесняются в ценах, и сегодня посещение этой достопримечательности, обставленной сельским антуражем, по карману не каждому.

Есть здесь, правда, одна «ловушка». Именно в нее и угодили наши соседи литовцы, когда начали развивать агротуризм у себя в стране. Они изначально сделали ставку на богатых клиентов–иностранцев. Увы, проходило время, а паломничества не наблюдалось. Почему? Состоятельные люди в Европе по–прежнему предпочитают дорогие и известные курорты у моря, и наивно было бы стремиться повлиять на их вкусы. Желанными клиентами могли бы оказаться европейцы со средним достатком, но и они не являются любителями риска: на отдых едут туда, где бывали неоднократно и не разочаровались. Можно было бы сделать ставку на любителей попутешествовать и открыть для себя новое, но тогда реклама в туристических проспектах должна быть более оригинальной и со своей ярко выраженной спецификой. Обычно новые объекты агротуризма стилизуются под старину. Но еще вопрос, что более необходимо сегодня туристу: знакомство с вековым прошлым этого местечка или прагматичное желание отдохнуть в нормальной сельской усадьбе с необходимым набором услуг. Нюансов здесь немало, и их необходимо учесть. Так или иначе, но, развивая агротуризм у себя в Беларуси, можно, видимо, учесть и просчеты наших соседей. Не надо изначально настраиваться сугубо на приток лишь иностранных путешественников. Создайте приемлемые условия для своих людей — оценят со временем и другие. Иначе дорогие хоромы будут пустовать годами...

Что же необходимо сделать? До минимума упростить бюрократические и процедурные моменты в организации усадеб туристического типа. И обязательно следует провести мощную пропагандистскую, рекламную кампанию. Так, между прочим, и создавались упомянутые «Дудутки».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter