Актерам как воздух нужна смена ролей и живое дыхание публики

Островский сегодняшнего дня

Сегодня удивить кого-то традиционной постановкой классического автора невозможно. Зрители ждут чего-то этакого.

Событие произошло в Театре киноактера. Его художественный руководитель народный артист Беларуси Александр Ефремов поставил «Волки и овцы» Островского. Это его третья работа над пьесами патриарха русской сцены и попытка сломать традиционные предубеждения, смешать драматургическое и комедийное, избежать сентиментальности и показать неустаревающую правду жизни.


Во времена взлета творчества Островского в одной из рецензий ядовитого критика Аполлона Григорьева писалось: «Комедия у него плачет, трагедия — хохочет». Когда отечественный театр стал резко меняться в сторону западных канонов, появились призывы: «Не надо нам назад к Островскому». Прошло немного времени, и реальная ситуация позволяет заявить: «Надо вперед, к Островскому».

Когда слабые страдают от сильных, простодушные попадают под власть хищников, мы вспоминаем известную поговорку: «Хорошо, чтобы волки были сыты, а овцы оставались целы». Но так не бывает. В ХІХ веке художник, изображая мерзости бытия, был обязан показать путь, как это исправить. В ХХІ веке никто не обязан это делать. К нему не прислушаются, ему не поверят. Можно только констатировать: вот это зло, вот это добро, но человека не исправишь.

Осмелюсь утверждать, что искусство приобретает смысл, когда оно человеколюбиво. Человеколюбие не может возникнуть на почве ненависти или презрения к людям. Все это всегда было в великой русской культуре, которая своим разумным, добрым, вечным когда-то увлекала весь мир.

Сейчас принято это связывать с Пушкиным, Достоевским, Чеховым, что, конечно же, правильно. Но есть еще такой абсолютно русский писатель А. Островский, можно сказать, неведомый Западу. Обнаружилось, что он абсолютно современен. Не только потому, что пьесы его детективны, мелодраматичны. Они очень человеколюбивы. В пьесах этих много чиновников, глупых людей, подтасовок и обманов. Можно сказать, что сюжеты вечные, актуальные на все времена. И есть у него люди европейского типа без героики и без иронии.

Ефремов в своих многочисленных на сегодняшний день фильмах очень современен, патриотичен и лиричен. Другое дело — его театральные спектакли, довольно немногочисленные. В основном это проверенная временем классика. Он всегда уважает авторов произведений, за которых берется. Ему интересно понять и даже оправдать всех персонажей, потому что у них, как и в жизни, есть своя правда. Столкновения истин поворачивают человеческие судьбы в темную или светлую сторону.

Кто победит в бою хитрости, расчета и интриг? 

Ефремов делает произведения для людей, которым прежде всего важны не разговоры, а чувства. Они мечтают о любви. Режиссер работает для зрителей, которые любят чувства и их понимают. Можно сказать, что это старомодно, а можно рассудить по-другому. В этой старомодной человеческой естественности заключается успех Театра киноактера. Здесь всегда переполненный зрительный зал и искренние благодарные аплодисменты.

Актеры этого театра без конца появляются на кино- и телеэкранах. Часто в эпизодических ролях, в однотипных характерах. Им как воздух нужны другие задачи, другая литература, живое дыхание публики. Такие спектакли, как «Волки и овцы», их раскрепощают, заставляют вспомнить азбуку актерского дела и одновременно дисциплинируют в творчестве. Очень правильно, что в спектакле по два-три состава. Кажется, что весь актерский коллектив должен пройти через испытание черным и белым, чтобы ощутить оттенки и нюансы, переходы цветов и человеческих чувств. Ощутить легкость и подвижность, тонкость и деликатную иронию над собой.

Именно так играет Анатолий Голуб помещика Лыняева: с простодушной детскостью, чувством справедливости в делах и полной беспомощностью в личной жизни. Он волк и овца одновременно.

Обаятельный жулик Чугунов в исполнении Анатолия Гурьева талантливо обманывает, не разделяя оппозицию «добро—зло». Ему кажется, что он волк, но ситуация уводит его, как овцу на заклание.

Заслуженная артистка Беларуси Тамара Муженко и актер Антон Жуков в ролях тетушки и племянника Мурзавецких

Нежная Купавина (актриса Елена Гиренок) решительно разрывает с возвышенно-романтической традицией исполнения. Она бесхитростная провинциалка, обреченная быть овцой. Разговоры о свободе никого не могут обмануть. Волк — Беркутов — безо всякого труда проглатывает эту очаровательную овечку, потому что жизнь ее бессмысленна вне подчинения кому-либо.

Беркутовская хватка и у Глафиры (актриса Валерия Арланова). Тонкая, красивая, умная. Она вся, как говорится на современном сленге, «заточена» на своей выгоде. Жизнь научила ее хищнически захватывать пространство и с помощью изящной ножки добиваться успеха. Волчье у нее в крови, и, видимо, заглотнуть ее никому не удастся.

В современном пространстве тексты пьес Островского живут естественно и понятно. Особенно актуальна парочка Мурзавецких, тетушки и племянника. Тамара Муженко и Антон Жуков словно вышли из сегодняшнего дня, демонстрируя приметы провинциальных волков — соединение заботы, подчиненности, страха, наглости, приспособленчества.

Все человеческое узнаваемо в этом спектакле, лишено режиссерских фокусов и комфортно для артистов. И даже вселяет скромную надежду на то, что возможна победа света над тьмой. Пусть даже с помощью идеализма и юмора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter