Островецкая перезагрузка

НАКОНЕЦ мы прибыли на площадку, где получит постоянную прописку атомный реактор. Путь к будущей АЭС лежит по новой автодороге, которая соединила международное шоссе Вильнюс — Полоцк и г. п. Островец. А в скором времени здесь откроют движение по новой трассе от Островца к Минску через Ошмяны, где строится многоуровневая развязка. Постройки, техника и железнодорожные пути — вот что видно, когда подъезжаешь к объекту.

Письма со строительства первой Белорусской АЭС.

НАКОНЕЦ мы прибыли на площадку, где получит постоянную прописку атомный реактор. Путь к будущей АЭС лежит по новой автодороге, которая соединила международное шоссе Вильнюс — Полоцк и г. п. Островец. А в скором времени здесь откроют движение по новой трассе от Островца к Минску через Ошмяны, где строится многоуровневая развязка. Постройки, техника и железнодорожные пути — вот что видно, когда подъезжаешь к объекту.

Письмо третье

Площадка

А участок размером 2 на 1 километр пока еще со всех сторон атакует ветер. Посреди поля стоят экскаваторы, а над землей возвышается несколько холмиков высотой от одного до трех метров.

— Здесь и будет размещаться АЭС, — объясняет нам руководитель группы по информационной работе дирекции строительства Эдуард Свирид. — А это — наглядный результат сделанных на площадке работ. Можно воочию убедиться, сколько почвы пришлось «перелопатить» строителям во время проведения вертикальной планировки площадки.

Из истории вопроса

Островецкий район был выбран в качестве «атомного» не сразу. По всей Беларуси рассматривались 74 площадки. В итоге остались 3 возможных варианта. Помимо Островецкой, Краснополянская и Кукшиновская площадки. После проведенной сейсморазведки на местности стало ясно, что на Могилевской территории менее прочные грунты. Поэтому выбор был сделан в пользу Островецкой, на которой исследователи не выявили ни осложняющих факторов, ни тем более запрещающих. А Краснополянская и Кукшиновская площадки обрели статус резервных.

Мы вспомнили, что по дороге сюда  видели целые горы насыпанной земли. Вот, оказывается, откуда она там! Эта почва не забыта. Она позже пойдет на облагораживание и выравнивание территории. Некоторую часть земли отдадут на улучшение сельскохозяйственных угодий.

Приблизительно в пяти километрах от АЭС расположены деревни, жителей которых никуда отселять не будут. Кстати, на самой площадке снести пришлось только ветхий хутор, хозяину которого выплатили компенсацию. И тот остался доволен.

— Местные жители, а также их дети, уехавшие в города, часто интересуются: а можно ли будет беспрепятственно приезжать на малую родину или понадобится какое-то разрешение, пропуск? Можно ли возле АЭС собирать грибы, ягоды? — продолжает Эдуард Иванович. — Конечно можно. И без всяких разрешений. Режимная — только санитарно-защитная зона АЭС. А она совпадает с периметром станции.

На площадке есть уже свой настоящий мини-городок. На бетонированном участке — парковка для автомобилей, объекты для ремонта техники, офисные помещения, раздевалки, сушилки и даже медицинский пункт.

Имеется небольшая, но уютная столовая, где можно вкусно и дешево поесть. А кормит специалистов и рабочих Островецкое райпо.

— Станция имеет площадь один квадратный километр. Но для ее возведения нужна производственная база с многочисленными складами, лабораториями и цехами. Сейчас в стадии завершения железнодорожные ветки, по которым будут проводиться грузоперевозки уже внутри площадки, — объясняет нам на месте заместитель директора Управления строительства Белорусской АЭС Григорий Дмитерко.

С помощью пересыпного пункта № 1 сейчас бетонируем натяжной пункт закрытой емкости, который по ленточному конвейеру будет доставлять материалы на пересыпной пункт № 2, а оттуда — на бетонный завод. В общем, по цепочке строятся объекты, которые вместе задействуют при возведении АЭС.

Сегодня на площадке трудятся около 200 человек из разных уголков республики, в том числе и жители Островецкого района. Но объемы работ увеличиваются с каждым днем. И к лету количество работников должно возрасти до полутора тысяч. Многие просятся уже сейчас трудоустроить их. Работа ведь с перспективой на долгие годы. Кого в наше время не волнует достойный заработок? А тут еще и престижно — возводить первую в Беларуси АЭС.

— Некоторые едут к нам семьями. Что логично — в Островце можно спокойно и жить, и зарабатывать, — продолжает Григорий Дмитерко. — Именно зарабатывать, а не получать деньги за то, что вышел на работу. Кто-то приходит без соответствующих образования, подготовки. Таким отказываем. Ведь нуждаемся мы не в разнорабочих, а в квалифицированных кадрах. Особенно не хватает каменщиков, бетонщиков, сварщиков, отделочников и монтажников. Желательно, чтобы это были специалисты со стажем, квалификацией от 4-го разряда и выше.

Кстати, белорусы выполняли на площадке все подготовительные работы. Подключились «Гродножилстрой», «Гроднопромстрой», РУП «Белэнергострой», «Белавтодор», «Белорусская железная дорога». В перспективе генподрядчик — российская инжиниринговая компания ЗАО «Атомстройэкспорт» — привлечет как наших специалистов, так и российских.

— Те объекты, которые сейчас возводятся здесь, финансируются пока белорусской стороной. Организация «Гроднопромстрой» находится на субподряде у РУП «Белэнергострой», — поясняет Григорий Дмитерко. — Проще говоря, они «голова», а мы «руки». Было бы экономически нецелесообразно нанимать на такие работы строительные организации из других стран. Нам пока и техники, и мастерства, и опыта хватит.

Подготовительная часть пройдена. Впереди — основные работы по сооружению производственной базы АЭС. Думаю, в Островец мы еще наведаемся не раз. За новыми не менее интересными подробностями.

Анна ЖУКОВСКАЯ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

КОММЕНТАРИЙ

Яков КЕНИГСБЕРГ,

заведующий лабораторией радиационной безопасности Республиканского научно-практического центра гигиены Министерства здравоохранения, председатель национальной комиссии по радиационной защите при Совете Министров Беларуси:

— Существует единица измерения облучения — зиверт, названная в честь шведского ученого, изобретателя радиобиологии. С мая 2010 года вступило в силу постановление Министерства здравоохранения № 39 «Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к проектированию и эксплуатации атомных электростанций». Этот документ устанавливает квоту на облучение населения для проектируемой АЭС 0,1 мЗв (милизиверт) в год — это лишь 10 процентов от годовой допустимой дозы облучения техногенными источниками, равной 1 мЗв. Естественный, или природный, радиационный фон в расчет здесь не берут. В среднем на планете он достигает около 2,4 мЗв в год.

А годовые дозы облучения менее 100 мЗв вреда организму не наносят. Это, по сути, максимальный естественный радиационный фон Земли. Чтобы заработать легкую степень лучевой болезни, организм должен получить облучение в 1 зиверт (1000 мЗв). Что практически невозможно в условиях нормальной эксплуатации источников ионизирующего излучения.

Наука, занимающаяся воздействием радиации на все живое, — радиобиология — за последнее столетие пришла к выводу, что человек не может контролировать уровень естественной радиации. И она не вредит нашему здоровью. А нормы, устанавливаемые для атомной энергетики, в 10 раз ниже допустимых самой природой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter