Острова раздора или острова согласия?

Рациональный подход к курильской проблемеПринятие японским парламентом закона о том, что Южные Курилы являются «неотъемлемой частью Японии», не может не вызывать сожаления. Резко критикуя КНДР за их манеру ведения внешней политики (максимальная эскалация напряженности и завышение требований), японские депутаты, по сути, ведут себя аналогично. Они ставят Москву в безвыходное положение, срывая не только переговоры по курильской проблеме, но вообще подрывая отношения между Россией и Японией.

AИ это при том, что юридическая и историческая обоснованность японских претензий на острова, мягко говоря, не очевидна. Непримиримость позиций сторон и противоположная трактовка истории очень серьезно мешают рациональному подходу к проблеме. Тем не менее такой подход необходим. В  российском  политическом  истеблишменте  уже  прокручивалась  идея  о  том, что острова, причем не только маленький Шикотан и микроскопические, обитаемые только пограничниками островки Хабомаи (которые СССР обещал вернуть Японии еще в 1956 г.), но и гораздо большие по размеру Кунашир и Итуруп Россия могла бы отдать. На определенных условиях.
 Во-первых, японцы должны были бы заплатить очень много денег. При этом напрямую следовало бы платить только жителям самих Курил, которые пожелали бы уехать в Россию. А остальные деньги Япония могла бы отдать косвенно, например, путем выкупа российского внешнего долга с последующим его дарением России. Или, еще лучше, Япония обязалась бы вложить несколько десятков миллиардов долларов в создание инфраструктуры и новых промышленных предприятий на Дальнем Востоке.
 Во-вторых, должны быть выполнены некоторые условия экономического, политического и военного характера. В частности, сами острова и воды вокруг них должны быть навсегда открыты для российских компаний, добывающих полезные ископаемые и ловящих рыбу. Проливы между островами также навсегда должны быть открыты для прохода российских кораблей и судов, как военных, так и граждан-
ских. Что касается военных объектов на самих островах, то либо острова навсегда становятся демилитаризованной зоной, либо на них размещаются эквивалентные по силам (желательно – небольшие) контингенты как России, так и Японии, при этом появление здесь войск третьей стороны полностью исключается.  
 Наконец, абсолютно обязательно заключение соглашения о стратегическом партнерстве между Москвой и Токио, которое должно подразумевать взаимную военную помощь. Без такого соглашения изменение статуса островов не имеет для России никакого смысла и не может даже обсуждаться. По сути, Япония уже сделала шаги в данном направлении. Еще 5 лет назад она заявила об изменении военной доктрины. Никто в этой стране больше не ждет русской агрессии, поэтому сухопутные войска будут резко сокращены. 
Если бы стратегический договор между Россией и Японией был подписан, позиция Вашингтона по данному вопросу не имела бы принципиального значения. Объединение политических, экономических и военных потенциалов России и Японии укрепило  бы  перспективы  развития Дальнего Востока. Эта часть страны задыхается без инвестиций, страдает от крайней неразвитости инфраструктуры, а это ведет к тому, что все больше людей отсюда уезжает в европейскую Россию. 
В любом случае, прежде  чем  делать опрометчивые  и  непродуманные  заявления, необходимо  хотя  бы  попробовать  выйти на  конструктивный  диалог и постепенно  преодолевать стереотипы, мешающие установить между Россией и Японией нормальные партнерские отношения, столь необходимые обеим сторонам. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter