Остров погибших кораблей

Кочка зрения Сергея КАНАШИЦА

Я вам так скажу: футболистом быть трудно. И не ищите в моих словах подвоха. Сами посудите, сколько мальчишек идет заниматься футболом и каждый из них - абсолютно каждый - считает себя талантливым, умелым, способным и достойным того, чтобы вырасти в настоящего мастера. Если не уровня Марадоны (уж извините за пример из собственного детства, нынешние-то малыши, конечно, в Месси метят), то уж как минимум Сергея Алейникова (сегодняшние - в Александра Глеба, надо полагать). А кому это удается? Единицам...


Другое дело строители, к примеру. Их тоже прямо таких, чтобы очень хороших, чтобы терем тебе за неделю сложили, не шибко много, классных специалистов в любой профессии - дефицит, но это не так бросается в глаза. У строителей (здесь можно любую другую профессию выбрать, чтобы никого не обидеть - журналиста, например) гораздо меньше психологического стресса. Объясню. Ведь не засыпали же они в детстве под мамины колыбельные с мыслями о строительной люльке и не грезили, чтобы на грядущий день рождения папа подарил им валик для малярных или штукатурных работ. Вон тот, новенький, что недавно на витрине появился, он такой клевый! Строители не думают о том, позовет ли их, когда они вырастут, шабашить бригадир Степанович в свою лучшую команду, не видят сны о легионерской карьере в Париже, где они на радость прохожим будут облицовывать подсобные помещения Лувра. А потому и не расстраиваются сильно, когда жизнь подкидывает им "подлянку" в виде объекта в Шабанах. Не Париж, ну и ладно.


Строители - скромные ребята, они, когда строят дом, не соревнуются с другой бригадой, кто быстрее закончит кладку из кирпичей в два этажа, а футболисты при этом не собираются вокруг, чтобы поболеть за любимого и неповторимого жестянщика Колю, который обладает виртуозным матом - лучшим в мире по опросу журнала "Строительный мир". И не фанатеют они за маляра Федю - непревзойденного мастера обводки вокруг пальца главного строительного начальства. Футболисты не дудят в дудки, глядя на них, не кричат: "Эй, ты, как кладешь, криворукий!" и не досадуют, если кто-то из строителей не в форме и в зимнее межсезонье был замечен в ночном клубе за стаканчиком виски и сигареткой. Строители в этом плане вольны делать все что хотят. Вы, главное, поймите, правильно: строителем быть тоже очень трудно, но футболистам от этого совсем не легче.


Футболистом быть трудно, их жизнь пролетает сквозняком. Вот ты первый раз чеканишь мяч во дворе и думаешь, что делаешь это лучше Петьки из соседнего подъезда. А Виталика с 9-го этажа так вообще обмотать - раз плюнуть. Ты лучший футболист двора - и это веха. Потом детский футбольный класс. Там есть другой Петька, и ты в сравнении с ним уже не король. А там и Вовка, и Степан, и ты уже за пределами основного состава. И дальше по накатанной, а ведь грезились тебе в детстве не Шабаны, виделась гудящая "Маракана", финал чемпионата мира и решающий гол. Как с этим жить?


Быть футболистом тяжело. Их карьера - как один шанс, один удар. Можно попасть в "девятку", сорвать паутину, а можно промазать с двух метров. Просвистит эта карьера, как мяч над перекладиной, и останутся на память только пару фотографий да фамилия в газетном отчете об игре. А хотелось когда-то первой полосы, и не в "Советской Белоруссии", а во "Франс Футболе". Даже Александр Глеб, который мне до сих пор видится улыбающимся и слегка наивным юношей, завоевывающим себе имя в "Штутгарте" и перед которым отрывается весь мир, кажется, не сумел угодить мячом в "девятку" и сбить ту самую паутину. У него недавно еще только все начиналось. Неужели уже заканчивается?


Быть футболистом тяжело, в 30 лет ты уже старый. Вы вдумайтесь: после тридцати на горизонте отчетливо маячит пенсия! И что потом? Ведь с хорошими тренерами та же самая история, что и с футболистами, только еще хуже. Их тоже единицы, но тренер в команде один плюс еще пару помощников, тогда как футболистов - 11 плюс запасные. Арифметическую прогрессию считайте сами. Вот и цепляются ребята за футбол, стараются продлить свой век, хоть в высшей лиге, хоть в первой. Там даже есть одна команда, как остров погибших кораблей, за которую выступают футболисты, чьи имена совсем еще недавно были очень известными. Вот и Сергея Ковальчука, некогда очень перспективного молодого защитника минского "Динамо" конца 1990-х, солигорский "Шахтер" списал с рейда с формулировкой "ветеран". И он тоже вроде как засобирался в ту перволиговую тихую гавань, где уже не бывает штормов, но можно хоть еще немножко побыть футболистом. Об этом ведь так сладко мечталось в детстве...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter