В вечной печали склонились над водой плакучие ивы, у входа в миниатюрный храм застыли фигуры скорбящих женщин, чуть в стороне утирает слезы ангел-хранитель, которому так и не удалось уберечь жизнь и здоровье ребят, доверенных его попечению… Памятник воинам-интернационалистам на Острове Мужества и Скорби стал символом доблести наших солдат, местом паломничества тех, кто прошел через горнило афганской войны, потерял на ней сыновей и друзей. 3 августа исполнится 25 лет со дня его открытия. «Р» узнала подробности о создании оригинального проекта.
Инициаторами возведения мемориала стали семьи погибших, а также участники военных действий в Афганистане, уволенные в запас.
Опыт войны
Одними из первых в конце декабря 1979 года в Афганистан вошли десантники 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дислоцировавшейся в Витебске. Всего же в афганской войне, длившейся почти 10 лет, приняли участие свыше 30 тысяч белорусов. Более двух тысяч из них получили ранения, контузии и увечья. В свинцовых гробах вернулись к матерям и женам 789 человек, а 12 пропали без вести.Самое непосредственное участие в организации работ по возведению памятника нашим ребятам, погибшим в Афганистане, вернувшимся домой с израненными телом и душой, принимал Юрий Батян, заместитель председателя совета общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». Сам он прослужил в стране равнодушных гор и опасных ущелий два с лишним года.
— С 17 декабря 1980 года по 22 декабря 1982-го, — уточняет Юрий Анатольевич. — В Афганистан мы отправились после прохождения курса молодого бойца. Сначала дислоцировались в Кундузе, а потом — в Меймене. Боевых наград у меня нет, хотя к ним неоднократно представляли. Но для меня это не важно: главное, что не стыдно перед ребятами, с которыми воевали.
Местом для памятника воинам-афганцам выбрали остров в излучине Свислочи подле Троицкого предместья.
«Чтобы не было зла…»
Юрий Батян — один из многих, стоявших у истоков афганского движения, которое тогда, еще в 1980-х, поддержал комсомол. Решением Правительства был создан комитет по социальной защите военнослужащих лиц рядового состава и начальствующего состава органов внутренних дел, воинов-интернационалистов, уволенных в запас, и членов их семей. Возглавил его Николай Чергинец, а одним из его заместителей стал Василий Щербаков, командир вертолетной эскадрильи, одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза. Когда во время боя душманы подбили вертолет его подчиненного, он под огнем совершил посадку, забрал экипаж и вывез с поля боя на своей, тоже подбитой машине. В то же время возникла идея установить памятник воинам-афганцам.— Инициаторами возведения мемориала стали семьи погибших ребят, их мамы и вдовы, а также участники военных действий в Афганистане, уволенные в запас, — рассказывает Юрий Анатольевич. — Было это в начале 1980-х, когда войска наши находились в Афганистане. Идею поддержали и государственное, и партийное руководство, а также общественность. Однако до открытия мемориала было еще далеко…
Для возведения памятника предлагалось несколько мест: тогда еще сквер Дружбы народов возле площади Бангалор, Ленинградский сквер. Однако по разным причинам членам инициативной группы они не понравились. Выбор пал на пустой тогда искусственный остров в излучине Свислочи подле Троицкого предместья. Еще в 1990 году в качестве закладного камня там установили валун. Текст на табличке раскрывает предназначение мемориала: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм. Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле».
— Первоначально решение исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов о месте установки памятника воинам-афганцам было принято еще в октябре 1990 года, — говорит Юрий Анатольевич. — Однако на остров претендовали и другие. Рассмотрения продолжались, и лишь через два года приняли окончательное решение: оставить предыдущее без изменений. Безымянный остров позже получил название Остров Мужества и Скорби.
На четырех алтарях высечены имена погибших. Возле каждого можно установить свечу.
Символизм и многоплановость
На конкурсе проектов памятника победила группа украинских архитекторов под руководством Юрия Павлова.— Этот проект мне пришелся по душе сразу, как только я его увидел, — вспоминает Юрий Батян. — Памятник в виде храма силуэтом одновременно напоминает колокол, крест на нем удовлетворит представителей любой конфессии. Мемориал очень символичный, многоплановый. К слову, это самый первый мемориал воинам-афганцам на постсоветском пространстве и самый красивый. А камни с названиями провинций, где вели боевые действия советские войска, пограничный столб, имена пропавших без вести появились позже.
Внутри памятника — четыре алтаря с высеченными именами погибших воинов-афганцев. Возле каждой фамилии можно установить зажженную свечу. Внутренняя поверхность стен памятника и его купол расписаны биб-лейскими сюжетами. Здесь же изображены архангелы Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальдской битвы. В центр креста, возвышающегося над храмом, вставлен рубин, снизу его освещает фонарь. Светящийся рубин символизирует кровь Христа и павших воинов. В центре храма находится Святое место — здесь в землю заложена афганская земля, омытая кровью наших солдат, привезенная с их могил.
Строил весь народ
После того как проект памятника утвердили, начался сбор средств на его возведение. Объявления об этом дали все центральные СМИ. Постановлением Совета Министров было выделено тысяча рублей — деньги по тем временам немалые. Хотя было крайне непросто, с готовностью откликнулись и обычные люди. Многие писали на работе заявления типа: «Прошу вычесть из моей зарплаты деньги на строительство памятника воинам-афганцам». Сотрудники одного из автопарков, водители Николай Лелевич и Владимир Радько, закрепили в своем автобусе гильзу, в которую пассажиры могли бросать деньги. Гильза эта, по словам Юрия Анатольевича, сейчас хранится в музее истории Великой Отечественной войны. Затем инициативу подхватили работники троллейбусного депо. Так или иначе в создании мемориала участвовали многие. Непосредственно же строительными работами занимались железнодорожные войска.Через некоторое время закипевшая было работа все же приостановилась из-за нехватки средств. Тогда недавно избранный Президент Александр Лукашенко позаботился о том, чтобы на строительство памятника воинам-афганцам выделили деньги. Торжественное открытие мемориала с участием Главы государства состоялось 3 августа 1996 года.
— Памятник воинам-интернационалистам строил весь народ и для всех! — подчеркивает Юрий Батян. — Но есть люди, которые стали инициаторами, вдохновителями его создания, их забыть нельзя. Это Инна Сергеевна Головнева, Лидия Ефимовна Манкевич, чьи сыновья погибли в Афганистане, Николай Иванович Чергинец, Андрей Манкевич и Сергей Минец, Павел Шетько, Валерий Курдюков, Сергей Бородин, Геннадий Черных и многие другие.
Сейчас «остров слез», как называют его в народе, стал излюбленным местом встреч ветеранов афганской войны в каждую годовщину вывода советских войск из Афганистана. Мемориал же олицетворяет доблесть наших солдат, которые обороняли родину пусть и за ее пределами, остается символом трагедии любой войны, которая ни в коем случае не должна повториться.
nevmer@sb.by