Ценой собственной жизни партизанский связной спас лесной госпиталь и погубил в болоте сотни гитлеровцев

Остров Филидовича

ИОСИФ Юрьевич родился в 1874 году в деревне Шершни Дятловского района. Простой крестьянин, он всю жизнь прожил в этих краях, а потому знал здесь буквально каждую стежку. Война застала Филидовича на его хуторе в районе Липичанской пущи. Уже 30 июня 1941 года, то есть менее чем через 10 дней после вторжения немцев, Дятловщина была оккупирована. Вскоре в районе начало активно развиваться партизанское движение, в котором Филидовичу отвели роль связного. Старший научный сотрудник Дятловского историко-краеведческого музея Михаил Лукьянчик уточняет:

— Первый партизанский отряд в нашем районе сформировался 5 мая 1942 года. Филидовичу на тот момент было уже 68 лет!

Стояла глубокая осень 1942 года. С каждым днем все больше разгоралась партизанская война. Народные мстители разгромили вражеские гарнизоны в Козловшине, Накрышках, Желудке… Смелые и дерзкие нападения приводили оккупантов в ярость. Вскоре стало ясно, что они готовят большую карательную операцию. На ближайших станциях в срочном порядке разгружались войска, которые двигались на фронт. Начались обыски, аресты, допросы, расстрелы. Партизаны в ответ вели жестокие бои. Раненых становилось все больше. Им требовалось срочное лечение, а оставить на хуторе или в деревне – слишком большой риск. Нужно было срочно создать стационарный партизанский госпиталь. Но где и как его обустроить, чтобы не нашли немцы? Идею подал Иосиф Юрьевич. Бывший начальник госпиталя Ленинской партизанской бригады Иван Калмыков писал в своих воспоминаниях:

«Командование приняло срочное решение организовать постоянный партизанский госпиталь. Сначала он размещался возле деревни Вострово Зельвенского района. Начальником госпиталя назначили меня. Чтобы немцы не нашли нас, командование выделило группу партизан, которые были зачислены в штат и не только охраняли раненых, но и обеспечивали их продуктами питания и одеждой. В августе 1942 года немцы устроили блокаду партизан. Поскольку госпиталь находился в непроходимых зарослях, каратели его не заметили. И все же оставаться здесь больше нельзя было. Мы передислоцировались в Дуборовщинский лес Дятловского района. Наступала осень, первые заморозки… Люди лежали под открытым небом, и только тяжело раненые – в палатках. Дальше так жить стало невозможно. Через несколько дней меня вызвали в штаб и дали поручение организовать стационарный госпиталь. С помощью связного Иосифа Филидовича мы нашли временную стоянку в Липичанской пуще, недалеко от его хутора. Правда, и тут приходилось жить в палатках, потому что место было низкое. Филидович продолжал поиски подходящего места. В итоге он предложил остров среди непроходимых болот. 

ТАК и появился островной госпиталь. Там выкопали землянки, построили хлебопекарню, баню, склады, все укрыли и замаскировали. Раненых сюда транспортировали на специальных носилках. До начала блокады на остров перевезли около 50 человек. Иосиф Юрьевич, его сын Иван и внук Федор проводили сюда партизан только по им известным тропам. В условленном месте их ждали санитары. Затем тропу старательно засыпали хвоей, заранее убрав кладки.



Старший научный сотрудник Дятловского историко-краевед-ческого музея Михаил ЛУКЬЯНЧИК.

Уже в декабре 1942 года началась жестокая блокада Липичанской пущи. Каратели зверствовали в округе: вместе с жителями сожгли деревни Дубровка, Великая Воля, Трахимовичи, Городки и многие хутора. Гремели выстрели и на хуторе Иосифа Филидовича – очевидно, связного кто-то сдал немцам. Михаил Лукьянчик уточняет:

— Это было ночью 16 декабря 1942 года. На хутор Филидовича ворвались эсэсовцы. Есть сведения, что их было около 300. Пришли они с одной целью – чтобы Филидович показал им дорогу в госпиталь, который они, естественно, хотели уничтожить. Под угрозой расправы над невесткой и 12-летним внуком Иосиф Юрьевич согласился.

Филидович повел отряд с тяжелыми повозками,  груженными минометами и прочим оружием. Когда начало смеркаться, немцы поняли, что их привели совсем не туда, но было уже поздно — повозки начали проваливаться в топь.

Весной 1943 года, когда растаял снег, партизаны нашли тело Иосифа Филидовича примерно в 10 километрах от госпиталя. Его убили выстрелами в голову. Михаил Лукьянчик говорит:

— О судьбе тех немцев практически ничего не известно. Говорят, немногие из них тогда смогли выйти из леса. А те, которые вышли, позже были уничтожены партизанами. Филидович же ценой своей жизни спас десятки раненых. Этот госпиталь сыграл в истории партизанского движения Дятловского района очень большую роль – более 500 партизан и подпольщиков прошли через него. Он действовал до июля 1944 года – до самого прихода Красной Армии.

В ОКТЯБРЕ 1985 года Иосифа Филидовича посмертно наградили медалью «За отвагу». На хуторе, где стоял его дом, сегодня большой валун с мемориальной плитой. В самом Дятлово названа в его честь одна из улиц. Но, пожалуй, нагляднее всего о значимости подвига этого человека говорит памятник, созданный гродненским скульптором Иванов Солятыцким. 35 лет назад его открытие приурочили к очередной годовщине освобождения Дятловщины, которое произошло 9 июля 1944 года. 

На мирной и независимой земле и сегодня живут потомки Филидовича. В далеком 1942-м благодаря его беспримерному мужеству остались живы невестка и внук, а сегодня его праправнук ходит в одну из дятловских школ…

mizkevich@sb.by 

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter