Имя замечательного белорусского актера Петра Юрченкова-старшего неотделимо не только от славной истории одной из ведущих и популярных сцен Минска — Театра-студии киноактера, но и всего нашего театрального и киноискусства. В его фильмографии более 100 работ, в театре было создано 30 ролей. 8 июля этого года Петру Петровичу могло бы исполниться 70 лет, но, увы, третий инсульт в 2013 году оказался для него роковым.
Лучезарная улыбка Петра Петровича, его открытое и располагающее к себе лицо, дивная мужская фактура — были в свое время настоящим брендом труппы. Благодарные поклонницы, по воспоминаниям коллег, приносили ему в театр не только букеты, но и пирожки. Удивительный природный дар Юрченкова украсил многие фильмы и спектакли. Он был одним из самых узнаваемых актеров своего поколения, на долю которого выпал яркий творческий взлет, чувство востребованности и нужности (порой киноэкспедиции или съемки у Юрченкова длились по полгода), но довольно сложная, полная разломов, нервов, простоев в работе вторая половина жизни.
Петр Петрович окончил ВГИК, мастерскую народного артиста СССР, признанного мастера режиссуры Игоря Таланкина. Его «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в свое время выдвигался на «Оскар» от СССР. Ленты «Звездопад», «Отец Сергей», «Выбор цели» и другие работы Таланкина представляли советскую кинематографию на международных фестивалях в Каире, Венеции, Ашхабаде и других городах. Тот белорусский выпуск Игоря Васильевича стал основой, созданного в Минске в начале 80-х годов прошлого века при киностудии «Беларусьфильм» Театра-студии киноактера. Как верно заметила в свое время однокурсница Юрченкова актриса Светлана Суховей, белорусский кинематограф не сразу заметил приход талантливых выпускников. Работа в новом театре для многих на долгие годы стала настоящий отдушиной, в том числе и для Петра Юрченкова-старшего.
После роли в фильме «Звездопад» любимого педагога Игоря Таланкина по прозе Виктора Астафьева известный советский киновед Армен Медведев написал: «Петр Юрченков, ученик таланкинской мастерской во ВГИКе, наделен выразительными и незаурядными природными данными...» Хотя ВГИК в жизни Юрченкова в свое время появился случайно: прочитал объявление в брестской газете о наборе в белорусскую мастерскую. Курс был дружным. Вместе с однокурсниками: Ниной Розанцевой, Светланой Суховей, Владимиром Антоником, Владимиром Грицевским Юрченков рвался к творческим высотам. В 1976 году состоялись пробы к фильму «Венок сонетов» у Валерия Рубинчика на «Беларусьфильме», в котором Юрченков сыграл одну из ролей. В этот же год в его семье с актрисой Лидией Мордачевой родился сын Петр, который продолжил семейную династию. Критика писала, что после фильма «Родителей не выбирают» («Ленфильм») у Юрченкова началось самое настоящее покорение киностудий Советского Союза. Он вышел на всесоюзную кинематографическую орбиту — Украина, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, Свердловск и, конечно, Москва.
«Звон уходящего лета».
В кино настоящих главных ролей по его таланту, увы, не было. Но Петр Петрович всегда выкладывался по полной даже в незначительном эпизоде, по-другому не мог. Но запомнилось многое. Какого немногословного, но благородного и важного для драматургического каркаса истории героя сыграл он в драме «Средь бела дня», где солировал Валерий Золотухин. А еще были командир Третьяк из «Венка сонетов», лесоруб в сказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», партизан в «Черной березе» и начальник лаборатории в «Расписании на послезавтра». Многим памятны картины «Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Дублер начинает действовать»… Режиссер Карен Шахназаров снимал его еще в своей дипломной работе, они близко дружили. Но пользоваться дружескими связями Юрченкову претило. По воспоминаниям друзей, он был человеком чистых эмоций.
«Государственная граница».
В театре ему везло: Юрченков играл много, лихо, размашисто. Все его коллеги сходятся во мнении, что Петр Петрович был лишен зависти, поражал внутренней свободой и озорством, мог легко импровизировать. Спектакли с его участием пользовались особым спросом у зрителей. Вместе с любимой супругой, актрисой Лидией Мордачевой, играл на сцене Театра-студии киноактера, например, в постановке «Любовь зла» американского драматурга Сэма Шепарда, который даже приезжал в Минск посмотреть этот спектакль и остался в полном восторге. Его обаяние не меркло и на сцене, а, наоборот, усиливалось, столько в артисте было правды, чистоты и энергии. Каждая премьера с его участием становилась праздником — «Генералы в юбках», «Смотрите, кто пришел», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Театр купца Епишкина», «Последняя женщина сеньора Хуана», «Таланты и поклонники», «Филумена Мартурано», «Остров нашей любви и надежды», «Поле битвы», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», «№13» и другие. Петр Петрович никогда не менял замысла режиссера, не противоречил ему, но всегда создавал свой рисунок, обогащая любую задумку самой природой заложенными в нем иронией и аристократизмом. Тонко чувствовал время и эпоху, был хорош и в костюмной истории, и в роли нашего современника.
Сегодня нам остались его работы в фильмах «Государственная граница», «Возьму твою боль», «Антонина Брагина», «Веселый калейдоскоп», «Средь бела дня» и другие. И в каждом этом фильме он играл человека дела, мужественного, энергичного, активного.
«Под ступеньками».
ДОСЬЕ «НГ»
Петр Петрович Юрченков родился 8 июля 1951 года в Бресте. В 1969—1973 годах учился на актерском факультете ВГИКа (мастерская И. В. Таланкина), где познакомился со своей будущей женой, также актрисой Лидией Мордачевой. С 1974 года работал на киностудии «Беларусьфильм». В начале 1980-х при киностудии был основан Театр-студия киноактера, где Юрченков и проработал до конца жизни. В кинематографе дебютировал в 1973 году, играя в эпизодах. В 1976-м впервые снялся в одной из главных ролей в фильме Валерия Рубинчика «Венок сонетов». За свою актерскую карьеру сыграл более чем в 100 фильмах, исполнил 30 ролей в театре.
В ТЕМУ
В 1999 году на VI Международном кинофестивале стран СНГ и Балтии «Лістапад-1999» Юрченков получил приз «Лучшая мужская роль» в спектакле «Филумена Мартурано». Было время, когда на фестивале активно показывались талантливые белорусские спектакли. Также Петр Петрович удостоен специального приза Белорусского союза кинематографистов за роль в спектакле «Поле битвы» на VIII Международном кинофестивале «Лістапад-2001». Приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная звезда» за большой вклад за развитие театрального искусства (2011). Увы, после ухода Юрченкова многие спектакли с его участием пришлось снять с репертуара — замены артисту не нашлось.
pepel@sb.by