Остров для большой семьи

Этот детский дом смешанного типа, который недавно открылся в Гродно, - особенный.
Этот детский дом смешанного типа, который недавно открылся в Гродно, - особенный. Здесь живут дети, помнящие своих родителей. Иногда кое-кто из горе-мам нестойкой походкой направляется к ограде бывшего детского дома, на базе которого он расположен. Издали заприметив знакомый силуэт, ребята передают: <Твоя пришла...> И трудно удержаться, чтобы не побежать навстречу. Ребенок чаще всего так и делает. Зажав в руке оставленные с полдника булочку или конфету, спешит к родительнице. Но, увидев землистого цвета лицо со стеклянными глазами, отдает угощение и быстро возвращается обратно...

Новоселье на фоне долгостроя

Открытие такого дома для детей не один год было в Гродно камнем преткновения многих чиновничьих совещаний. Фактически с 1997 года сирот при живых родителях не отправляли в детские дома и интернаты области. Они переполнены. Наконец, 30 декабря 1999 года состоялось официальное открытие Гродненского детского дома смешанного типа. Разновозрастных ребят - от 3 до 18 лет - изъяли из так называемых семей, которые с юридической точки зрения уже и семьями не считались. Их поселили вопреки мнению санэпидемстанции в одном крыле реконструируемого бывшего детского сада. К Новому году успели. А с января о вводе в эксплуатацию второго корпуса детского дома, рассчитанного на 100 мест... забыли. Он и ныне сиротливо зияет пустыми окнами. Правда, за это время подготовлен проект полной реконструкции, который по сумме обошелся дороже, чем ремонт всего действующего корпуса.

- Здесь будут располагаться помещения квартирного типа, комнаты рассчитаны на двоих детей, - на ходу рассказывает мне заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Георгиевна Ханевич, переступая через груду строительного мусора. Слушаю и, честно говоря, с трудом верю, что это будет скоро. Слишком уж безнадежно выглядит требующий реконструкции корпус.

Но зато в обжитом крыле удалось за короткое время создать уют. И хотя после дождя кое-где растекаются по свежевыкрашенным потолкам уродливые разводы, жить здесь можно.

В этой необычной <семье> 61 ребенок. Все прилично одеты и накормлены, спят в чистых постельках, ничем особо не отличаются от учеников СШ N 3, где учатся. Но жизненные устои в этом доме еще только формируются. Хотя во всем уже чувствуется надежное, крепкое мужское руководство.

<Общий> папа

Приняв теплые поздравления с днем рождения от жены и детишек, Павел Анатольевич Четверик спешил утром в детский дом. Открыл дверь... и застыл с улыбкой на губах. Его встречал выведенный детской рукой плакат: <С днем рождения, папа!> А десятки любопытных глаз тайком наблюдали за реакцией своего <папы-директора>.

- Хочу, чтобы наш детский дом не был <маленькой зоной>, - говорит Павел Анатольевич, - замкнутым пространством, где постоянно за ребенком следят строгие глаза, вся жизнь строится по ранее заданному графику. Мы стремимся строить наши отношения на взаимном доверии.

В доме не все бывает гладко. И Павел Анатольевич не скрывает этого, только подчеркивает его особенность. Для воспитанников, которые относятся к группе риска, этот дом - последнее пристанище. По той же причине и кабинет директора для провинившегося - крайняя инстанция, здесь поблажек нет. Вместе с тем не нужно быть человеком слишком проницательным, чтобы заметить, как тянутся дети, истосковавшиеся по сильному плечу, к своему <детдомовскому папе>...

Родителей не выбирают

Этим летом дети ездили в Италию по приглашению одной из благотворительных организаций. Воспоминаний - на целый год, а может быть, и на целую жизнь. Сопровождавшая их Анна Георгиевна сама поражена приемом не меньше детишек. Так вместе и вспоминают ту сказку.

А вернувшись в свой детдом, ребята украдкой несли сладости и красивую одежду той, родной, у которой руки тряслись после перепоя и голова работала в одном направлении: как бы все это обменять на бутылку...

- Я понял, - говорит Павел Анатольевич, - нашим детям нельзя говорить, что у них плохие родители. Как-то в одном интервью, откликнувшись на просьбу журналиста, я рассказал о горьких судьбах ребят. Фамилии не упоминались, но дети узнали себя. И глубоко обиделись. Их родители все равно самые красивые, умные и добрые. Так хочется каждому.

Недавно весь детский дом провожал малышей Ольгу и Сашу, которых взяли в семью. Нарядные и гордые, они шагали по дорожке к ожидавшей машине, а в это время взрослые решали, как им казалось, трудный вопрос. Семья, оформившая опекунство, советовалась с воспитателями, как же им научить детей называть себя. Пришли к общему мнению: сначала будет лучше - по имени-отчеству. А едва сели в машину, как трехлетний Саша, обхватив за шею увозившего его в новую жизнь мужчину, счастливо выдохнул: <Папа!>

Открытые двери

И все-таки не всем улыбается счастье. Большинство детей, живущих в Гродно по адресу бульвар Янки Купалы, 48, надеется только на его тепло. Здесь озабочены тем, как одеть 16 взрослых девушек к зиме, исправить <двойку> в школе, удержать от необдуманных поступков, понять первое зарождающееся в душе взрослеющего юноши трепетное чувство... Без взаимовыручки и взаимной ответственности в такой большой семье со всеми этими проблемами едва ли справиться. Руководство детского дома не считает предосудительным просить помощи у имущих. Многие откликаются. Предлагают и сами. Поначалу, собрав со всего города запущенных детей, думали, как их одеть. На гродненских рынках прошла с подачи руководителя союза предпринимателей благотворительная акция. Телевизор из своей приемной отдал детскому дому директор областной базы <Бакалея>. Такой же подарок - телевизор <Витязь> - сделал завод-изготовитель. Шефами детского дома стали стеклозавод, Гродненский межрайагроснаб, МСУ <Мостострой>, туристско-экскурсионный комплекс <Гроднотурист>, МП <Гемма>, НПП <Политехник> и многие другие предприятия. Но... По-прежнему режет глаза соседний полуразрушенный корпус. По бумагам он давно уже должен быть жилым, и в городском бюджете предусмотрена на его реконструкцию сумма. В этом году освоена лишь незначительная часть ее - на кровельные работы. Реконструкция застыла задолго до начала холодов. А число детей-сирот все растет. Если в 1997 году в Гродно было направлено в суд 73 материала по вопросам лишения родительских прав, то через два года их стало 125.

Со смешанными чувствами покидала этот дом. Хорошее дело начато в Гродно: появился спасительный островок для обездоленных детей. И теперь от многих людей, не побоявшихся взять на себя ответственность, зависит, не будет ли он отрезан от внешнего мира. Словно угадав мои мысли, Павел Анатольевич обратил мое внимание на то, что, вопреки всем детдомовским традициям, на дверях их дома нет засова.

- Наши двери открыты для воспитанников. Мы им доверяем. И больше всего боимся, чтобы спустя годы сюда не вошли их дети...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter