«Остроумная шутка – панацея от всех недугов»

ЖИЗНЬ заполняет свои страницы так, как угодно только ей одной. Юрий НИКУЛИН не мог предположить и в самых смелых своих мечтах, что из долговязого паренька, отвергнутого театральными институтами, из нелепого клоуна получится один из самых популярных людей огромной страны.

Завтра знаменитому советскому артисту, любимцу публики исполнилось бы 90 лет.

ЖИЗНЬ заполняет свои страницы так, как угодно только ей одной. Юрий НИКУЛИН не мог предположить и в самых смелых своих мечтах, что из долговязого паренька, отвергнутого театральными институтами, из нелепого клоуна получится один из самых популярных людей огромной страны.

РОДИЛСЯ будущий любимец публики 18 декабря 1921 года на Смоленщине. Его отец, Владимир Андреевич, чтобы кормить семью, организовал передвижной театр революционного юмора, который назвал «Теревьюм». Он писал для сцены небольшие пьесы, песни, а его супруга, Лидия Ивановна, была в этой труппе артисткой. В Москву семья Никулиных перебралась в 1925 году. Отец продолжил работать для театра и писал для цирка интермедии и номера. А Юру он привел туда, когда тому исполнилось пять лет. Большое впечатление на мальчика произвел трюк с цилиндром. Мальчуган воспринимал все настолько живо, что, захлебываясь от восторга, громко кричал. Один из клоунов передразнил его крик, и все от этого засмеялись.

— Папа! Папа! — затормошил мальчик отца. — Клоун мне ответил, он мне крикнул, ты слышал?..

Удивительно теплыми были их отношения. Владимир Андреевич много занимался с Юрой, все время придумывал какие-нибудь смешные игры. Часто, лежа вместе на кровати, они пели песни. Причем мотивы к ним придумывали сами. Владимир Андреевич сильно любил своего сына. Если кто-нибудь в его присутствии начинал ругать Юру, то бледнел и выходил из себя. Но сам никогда в глаза не хвалил. Высшей формой похвалы были слова: «Это ты сделал неплохо». Так он говорил после выступлений Юры в драмкружке в школе и потом, когда разбирал его работу в цирке или кино.

В армию Никулина призвали в 1939 году, когда ему еще не исполнилось и восемнадцати. В следующем году началась война с Финляндией, в боевых действиях участвовала и часть, в которой служил будущий артист. Великую Отечественную войну Юрий Владимирович тоже провел на фронте. Был ранен, горел в танке…

— Очень не любил об этом вспоминать, — призналась вдова актера в одном из интервью. — Но его редкие рассказы о том, что пришлось пережить, ужасают. Гибель сотен товарищей, тяжелые бои, блокада Ленинграда, страшный голод… У него был один день в году для таких воспоминаний — 9 мая, когда он непременно встречался с боевыми товарищами.

После войны демобилизацию проводили в несколько этапов, и Никулину выпало ехать домой только через год. Наладилась переписка с родными. Из писем стало известно, что отец вернулся в Москву, мать работала диспетчером на станции «Скорой помощи».

Через две недели после окончания войны Никулина вызвал капитан и сказал:

— Вот теперь, Никулин, наступило время раскрывать свои таланты. Давай налаживай самодеятельность и тренируй наших футболистов.

Но тренером пробыл он недолго: сборная дивизиона проиграла соседней части со счетом 11:0, и Никулина от должности освободили.

Восемнадцатого мая 1946 года старшего сержанта Никулина демобилизовали. В Москву он решил ехать, ничего не сообщая родным. Домой возвращались в тех же теплушках, в которых призывников везли в 1939 году из Москвы в Ленинград.

Через четыре дня он стоял на площади у Рижского вокзала. Москва встречала солнечным днем. Он шагал по столице со своим черным фанерным чемоданчиком, в котором лежали толстая потрепанная тетрадь с песнями, книги, записная книжка с анекдотами, письма от родных и любимой. На вокзале подошел к телефону-автомату и, опустив монетку, набрал номер домашнего телефона, который помнил все эти годы: Е26-04.

— Слушаю, — раздалось в трубке. К телефону подошла мама.

— Мама, это я!

— Володя, это Юра, Володя...— услышал, как мама радостно звала отца к телефону.

С уверенностью, что для него открыты двери всех театральных институтов и студий, решил поступать на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Первый, отборочный, тур прошел спокойно, а во время второго, после того как прочел стихи и прозу, его подозвали к столу, за которым сидела комиссия, и сказали:

— Знаете, товарищ Никулин, в вас что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот профиль, который нам нужен. Скажем прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии. Если действительно любите искусство, идите в театральный институт. Там еще принимают заявления...

Дома после долгого разглядывания себя в зеркале поверил словам членов комиссии. А позже в газете «Вечерняя Москва» наткнулся на объявление о наборе в студию клоунады при Московском ордена Ленина государственном цирке на Цветном бульваре. А что, если попробовать? На семейном совете долго обсуждали: стоит или не стоит поступать в студию?

Мама склонялась к театру, считая, что рано или поздно ее сыну повезет.

— Все-таки театр благороднее,— говорила она.

Отец же придерживался другого мнения.

— Пусть Юра рискнет, — настаивал он. — В цирке экспериментировать можно. Работы — непочатый край. Если он найдет себя — выдвинется. А в театре? Там слишком много традиций, все известно, полная зависимость от режиссера. В цирке многое определяет сам артист.

Как клоун Никулин добился многого. Выступал вместе с легендарным Карандашом, потом много лет работал в паре с Михаилом Шуйдиным, а их дуэт был одним из самых ярких клоунских дуэтов советского цирка. Просто вторым домом для него стал цирк на Цветном бульваре. Здесь, кстати, он познакомился и со своей женой. Девушку Таню в цирк привело увлечение конным спортом. В академии обучили жеребенка простейшим трюкам и отправили его в цирк. А Карандаш в благодарность пригласил девушку на представление. И именно в тот вечер с выступавшим Никулиным произошел несчастный случай! Он попал под лошадь и получил серьезные травмы. Таня пришла его навестить. Так и началась их любовь, а через полгода сыграли свадьбу. После этого жизнь Татьяны Николаевны полностью изменилась — она оставила институт и стала ездить с мужем по стране, участвовать в репризах. Вместе они прожили без малого 50 лет...

Огромные ботинки, короткие полосатые штаны, белая рубашка, пиджак, галстук и неизменная улыбка на лице — таким Юрия Никулина помнят люди, имевшие счастье видеть его на манеже. В нелепой шапке, с длинными ресницами, красноватым носом, неунывающий и чудаковатый — таким его помнят все, кто хоть раз смотрел фильмы Гайдая про неизменную троицу — Труса, Балбеса, Бывалого. В жизни он так и не пришел к театру, зато его путь от цирка к кино был славным, победительным и ярким, и, возможно, если бы не кино, Никулин не обрел бы такую сумасшедшую популярность.

Впервые Никулина пригласил в кино режиссер Александр Файнциммер. Он предложил клоуну крошечную роль горе-изобретателя в комедии «Девушка с характером». Фильм почти забылся, а смешной эпизод со взрывом помнится до сих пор. Конечно, советские кинокомедиографы не могли пройти мимо такого артиста. Специально для Юрия Владимировича напишут роль Деточкина в «Берегись автомобиля», но Никулин уедет с цирком в зарубежные гастроли. В результате режиссер и актер встретятся только в «Стариках-разбойниках».

К тому же Никулин очень быстро стал человеком команды другого мощного комедиографа — Леонида Гайдая. Едва увидев клоуна, режиссер сразу же понял: Балбес для короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» найден. Но Гайдай не мог знать другого: он нашел союзника на десятилетия, отыскал человека, ставшего козырной картой практически всех его лучших фильмов. «Деловые люди», «Пес Барбос», «Самогонщики», «Операция «Ы», «Кавказская пленница» — во всех этих картинах легендарная троица — Вицин, Никулин, Моргунов. Еще Гайдай снял фильм, где в центре внимания был исключительно Никулин — «Бриллиантовая рука». Простодушный Семен Семенович Горбунков вместе с Геной Козодоевым (Андреем Мироновым) подняли эту комедию на необыкновенную высоту, сделав картину самым кассовым фильмом Гайдая.

— К своим комедийным ролям Юрий Владимирович относился с благодарностью! —- говорила вдова актера. —- Особенно к «Бриллиантовой руке», после которой вся наша семья «ушла в подполье». По улицам ходить спокойно и появиться в общественном месте стало невозможно. Кстати, в этом фильме снялся наш сын Максим в роли мальчика, которого Миронов встречает на острове. А я сыграла роль руководителя группы туристов.

Но судьба приготовила Никулину не только славу первого комика страны. Он очень успешно сыграл серьезные роли. Блеснул у Льва Кулиджанова в картине «Когда деревья были большими» в роли неприкаянного Кузьмы Иорданова. И в картине Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!» Еще он снимался у Ролана Быкова в «Чучеле», у Сергея Бондарчука в «Они сражались за Родину», у Алексея Германа «20 дней без войны». Клоуна благословил на эту роль сам автор романа Константин Симонов.

Когда мастеру исполнилось 60 лет, он покинул цирковой манеж, поскольку считал: «Клоунада — искусство молодых». С 1982-го года Никулин возглавил цирк на Цветном бульваре. К концу жизни Юрий Владимирович нажил только два предмета роскоши —- автомобиль «Волга» и дачу. Машину он всегда водил сам и делал это лихо. Если и останавливали работники ГАИ, то только чтобы взять автограф. А вот на даче сидеть не любил, постоянно сбегал оттуда в цирк.

С именем Юрия Никулина до сих пор связывают шутки и смех. Даже перед последней операцией он сказал пришедшим за ним санитарам: «Подождите, сначала я расскажу вам анекдот». Больше всего на свете он не любил болеть. Совершенно серьезно утверждал: «Остроумная шутка — панацея от всех недугов».

21 августа 1997 года в 10 часов 16 минут Юрия Никулина не стало...

Подготовила Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter