Остро пахнущий бизнес

Примерно дважды в неделю гомельчанин Игорь Евстафьев встает затемно и на своем "Москвиче" отправляется в сторону российской границы.
Примерно дважды в неделю гомельчанин Игорь Евстафьев встает затемно и на своем "Москвиче" отправляется в сторону российской границы. Углубившись на федеральную территорию, добирается до той заправки, где его давно знают. И покупает бензин.

Машина у Игоря неказистая. Заднее сиденье давно валяется на даче, вместо него салон забит канистрами. Окна постоянно открыты, иначе от плотного бензинового "аромата" можно задохнуться. Этой зимой Игорь отморозил щеку и застудил ухо...

Игорь привозит дешевый российский бензин и продает его в Гомеле с "божеской" накруткой. Имеются постоянные клиенты, которые, когда надо, объявятся сами. Опасность - неизбежный элемент работы. Несколько месяцев назад попал под милицейский рейд. Изъяли весь бензин, штраф выписали непомерный. Хорошо хоть машину по первому разу не забрали...

Игорь хочет скопить денег на транспорт помощнее да повместительнее. Но сомневается, что успеет. "Эта лафа не может продолжаться вечно, - реально оценивает он шансы. - Рано или поздно лавочка прикроется. Спешить надо".

Математика нелегального бензинового бизнеса незамысловата. На российской заправке литр 92-го бензина стоит 7 рублей. В пересчете на белорусские деньги - примерно 390 рублей. Дальше от границы - может быть дешевле. В Беларуси цены процентов на 30 - 40 выше. Разница в 155 и более рублей на литре. Таким образом, при заправке "жигулевского" 40-литрового бака экономия выходит солидная. По словам Игоря, экономический эффект от одной его ходки в Россию - около 100 тысяч.

Есть спрос - есть и предложение. Странно было бы, если бы не нашлись люди, занявшие эту нишу.

А вот мнения автолюбителей по поводу заправки у нелегальных продавцов разделились.

"Только дураки стоят под заправками, - считает один. - У многих давно есть "свой" мужик, который продает бензин дешевле".

"Я однажды "залетел" с такой заправкой... - рассказывает другой. - Почти полный бак сливал - уж не знаю, каким ацетоном тот бензин разводили. Специально потом ездил, искал этого... С тех пор только на заправках отовариваюсь. Не такой я богатый, чтобы за дешевкой гоняться".

По мнению самого Игоря, успешно конкурировать с концерном "Белнефтехим" ему позволяет нынешняя налоговая политика. Тревожится, чтобы не ввели послаблений. Действительно, наш 20-процентный налог на топливо плюс акцизные сборы едва ли не втрое превышают российские и создают весьма благоприятные условия для бизнеса Игоря.

Цены для своих заправок "Белнефтехим" устанавливает централизованно. На местах позволено сбросить не более 5 процентов - эту скидку и предоставляют практически все заправки. Удивительно, что при столь активной и некорректной конкуренции со стороны "нелегалов" наши бензоколонки еще умудряются торговать. О том, в какой пропорции поделен рынок между легальными заправками и коллегами Игоря, позволяют судить результаты рейдов налоговой инспекции. Налоговики предполагают, что до 40 процентов топлива, ввозимого из России, предназначено для нелегальной торговли. Если это предположение верно, то суммы, уходящие от налогообложения, немногим меньше, чем те, что поступают в казну.

Тем временем контролирующие структуры делают свое дело. Покупать и продавать "левое" горючее становится все сложнее. За прошлый год налоговики области изъяли 57 тысяч литров автомобильного топлива на 22 миллиона рублей. Так, в Светлогорске мобильной группой налоговой инспекции задержана российская "Татра", груженная 28 тысячами литров 76-го бензина. Документы на топливо оказались недействительными, бензин обращен в доход государства.

И все же такие методы воздействия - не самые эффективные. Думается, экономические проблемы - а ценовая "вилка" на бензин из категории таковых - нужно решать экономическими способами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter