Острая витаминная достаточность

В последнее время, загружая в магазине хозяйственную сумку свеклой, капустой и морковкой, все чаще ловлю себя на мысли: а не обманули ли нас аграрии прошлой осенью, когда на всю страну объявили о небывалом урожае овощей? Уж подозрительно быстро растут они в цене! Если еще месяца два назад за килограмм капусты я платила около 200 рублей, то сегодня - минимум вдвое больше.
В последнее время, загружая в магазине хозяйственную сумку свеклой, капустой и морковкой, все чаще ловлю себя на мысли: а не обманули ли нас аграрии прошлой осенью, когда на всю страну объявили о небывалом урожае овощей? Уж подозрительно быстро растут они в цене! Если еще месяца два назад за килограмм капусты я платила около 200 рублей, то сегодня - минимум вдвое больше. А на днях, зайдя в крупный универсам, вообще растерялась: банальная морковка стоит уже около полутора тысяч рублей. Не отечественная - нидерландская, что, впрочем, еще тревожнее. "К весне точно не будет из чего щи сварить, раз своих запасов даже на зиму не хватило", - возмутился седовласый покупатель, запихивая заморский корнеплод в полиэтиленовый пакет.

"А вы знаете, что 58 тысяч тонн овощей сегодня лежат в хранилищах и буртах? И чтобы они не сгнили, крестьяне кормят морковкой и капустой скот. Даже по бросовым ценам овощи никто не берет", - сказал мне начальник отдела по производству и торговле плодоовощной продукцией Минсельхозпрода Александр Белоусов.

Действительно, в овощеводческих хозяйствах уже и не рады витаминному изобилию. Впервые за последние годы овощной урожай превысил 2 миллиона тонн. В ноябре дешевой капустой торговали чуть ли не во всех минских дворах. Крестьяне старались побыстрее избавиться от излишков, дабы труд даром не пропал. В стране дефицит хранилищ, а в буртах овощи быстро портятся. Традиционные запасы на межсезонный период, формируемые торговлей, не так велики - около 44 тысяч тонн. Еще порядка 25 тысяч тонн берут консервные заводы. Остальной сбыт - головная боль самих крестьян.

Но с наступлением холодов внутренний рынок для них практически закрылся. В морозы с машин не поторгуешь. Да и массовых закупок, как осенью, народ уже не делает: все давно заквашено и засолено. Ехать за десятки километров ради продажи сотни-другой килограммов продукции невыгодно. Этим не преминули воспользоваться плодоовощные комбинаты, взвинтившие цены на овощи. Тенденцию подхватили рынки. В результате, по данным Минстата, за декабрь - январь капуста подорожала более чем на треть, не намного отстали лук, картофель, свекла и морковь. Директор одного из плодоовощных комбинатов Минска посетовал: "На каждом килограмме овощей мы теряем 15 рублей. Хранение - дело затратное: в него входит поддержание нужной температуры, доставка в магазины, зарплата работникам. А с учетом того, что растет стоимость энергоресурсов, овощи и дальше будут дорожать".

Получается, что торговые предприятия в очередной раз решают свои производственные проблемы, забираясь в наш кошелек. Ведь глубинных предпосылок росту цен нет. Наоборот, когда продукции много, она падает в цене. Таков экономический закон. Но очевидно и то, что ни один горожанин не поедет в колхоз, чтобы разжиться пятью килограммами капусты. Купит на месте по той цене, которая будет предложена. Даже если она будет в полтора раза выше, чем у тех, кто эти овощи вырастил.

Тем временем крестьяне, что называется, обжегшись на молоке, дуют на воду. В этом году хозяйства и фермеры собираются сократить посевы овощей. Это при том, что мы и так вместо положенных медицинскими нормами 126 килограммов овощей потребляем в лучшем случае 90. Не окажется ли, что на смену неожиданно случившемуся ныне изобилию придет искусственный витаминный дефицит? И уж тогда цены на картошку, свеклу и морковь точно не удастся удержать в разумных пределах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter