Острая политическая кухня: где насолил Байден

Острая кухня

Каких специй добавил Байден в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Заварив неслабую кашу украинско-российского конфликта и подбросив дровишек в костер под кипящим жутким варевом в виде возможного расширения ­­НАТО и утверждения закона о выделении Украине 40 млрд долларов военной помощи, главный шеф-повар политической кухни Джо Байден последние несколько дней подбрасывает перчику в и без того острый и многокомпонентный суп восточноазиатской политики. В конце прошлой недели стартовало пятидневное турне американского президента в страны Азии из числа наиболее близких союзников Вашингтона — Южную Корею и Японию. Глобальная цель визита состояла в том, чтобы укрепить уже имеющиеся и создать новые альянсы для противостояния Китаю на политическом, технологическом и торгово-экономическом направлениях.

Всегда вместе!

Первой на пути Байдена была Южная Корея. Несмотря на очередной (и уже никого особо не удививший) казус — американский лидер неправильно назвал своего южнокорейского визави, явно перепутав его с предшественником, — сотрудничество Сеула с Вашингтоном крепко как никогда. Необидчивый президент Юн Сок Ёль, официально занявший свою должность 10 мая, уже успел отметиться радикально проамериканскими заявлениями, пообещав «быть во всем всегда вместе с США!». И сомнений в его верности нет.
Тесное военно-техническое сотрудничество двух стран длится еще со времен корейской войны. На контролируемой Сеулом части полуострова размещены две важные американские авиабазы («Кунсан» и «Осан»), на которых базируются до 90 боевых самолетов и 40 вертолетов, небо над Южной Кореей защищают до 60 установок американских ЗРК Patriot, а военный контингент составляет 28,5 тысячи военнослужащих. 
За все это великолепие корейцы платили США чуть менее 1 млрд долларов в год. В ходе нынешнего визита вопрос финансирования не поднимался, зато было одобрено проведение совместных трехсторонних учений (с дополнительным привлечением Японии), а также размещение на территории Южной Кореи американских военных бомбардировщиков с ядерным оружием на борту.

Главным адресатом этих решений является Северная Корея, от диалога о мире с которой, по-видимому, в отличие от своих предшественников отказались нынешние руководители и США, и Республики Корея.

Полупроводниковые страсти

Вторым международным агентом, которому был послан недвусмысленный сигнал, стал Китай. 

Байден привез в Азию идею создания нового Индо-Тихоокеанского экономического соглашения (IPEF), взамен провалившегося ранее Транстихоокеанского партнерства. Целью нового альянса провозглашено создание независимых от Китая цепочек поставок стратегически важных товаров. 

Среди этих товаров, критически важных для американской экономики, — компьютерные чипы. В связи с данным обстоятельством одним из пунктов официальной программы американского президента стало посещение завода компании Samsung Electronics — крупнейшего в мире предприятия по изготовлению полупроводников. Южнокорейская фирма, не без усилий со стороны Вашингтона, решила серьезно вложиться в производство полупроводников и чипов на территории США, для чего готова инвестировать в создание новых производственных мощностей в этой стране до 17 млрд долларов. 
Общая же сумма вложений Samsung в экономику Штатов — более 47 млрд долларов! 
Пример южнокорейского технологического гиганта стал основой для подписания между Южной Кореей и США целого пакета соглашений, преследующих одну задачу: создать технологические и производственные цепочки, из которых исключается Китай. Фактически мы наблюдаем классический случай монополистического сговора с целью задушить конкурента, только к экономической составляющей прибавился еще и политический подтекст. 

Как следует из опубликованных аналитической компанией IC Insights данных, в 2021 году американским компаниям принадлежало 54 процента мирового рынка чипов, южнокорейским — 22, а китайским — лишь 4. Экономически в этой сфере Пекин Вашингтону не конкурент. Однако наличие собственной базы по выпуску полупроводников, микросхем, чипов — это возможность развития собственных современных технологий и производства важнейших товаров, в том числе и военного назначения.

Именно тут американские политики и видят угрозу своей гегемонии, которую и пытаются преодолеть, используя совершенно нечестные методы конкуренции (призывая при этом остальных участников рынка придерживаться каких-то мифических правил и добровольных ограничений).
Прямого военного конфликта с Поднебесной американские стратеги пока опасаются и стремятся избежать. Поэтому тут основными мерами воздействия Вашингтон решил избрать технологические и экономические рычаги. 

Интриги продолжаются 

Заручившись беспрекословной поддержкой южнокорейского союзника, Байден продолжил плетение антикитайских интриг в Японии. Он нанес получасовой визит формальному лидеру страны — императору Нарухито, а также провел более обстоятельные переговоры с реальным руководителем — премьер-министром Фумио Кисидой.

В ходе последовавшей затем пресс-конференции прозвучал ряд провокационных заявлений, демонстрирующих реальное желание расшатывания существующего мирового порядка со стороны США. Во-первых, был озвучен тезис о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН и включения туда Японии в качестве постоянного члена, в поддержку чего высказался американский лидер. 
Во-вторых, отвечая на вопросы журналистов, Байден неосторожно заявил, что США готовы к военному участию в защите Тайваня в случае вторжения. Это вызвало незамедлительную негативную реакцию официального Пекина, поскольку, поддерживая Тайвань политически и экономически, США все же придерживаются официальной позиции «одного Китая».
На фоне этих скандальных заявлений в минувший вторник прошло заключительное мероприятие азиатского турне Байдена — саммит лидеров стран QUAD (четырехстороннего диалога по безопасности). Главы США, Японии, Австралии и Индии встретились, чтобы обсудить вопросы безопасности и сотрудничества в регионе, а также презентовать американский проект уже упоминавшегося Индо-Тихоокеанского экономического соглашения (IPEF). 

Фактически можно констатировать, что Вашингтон запустил новую антикитайскую инициативу, чем изрядно усложнил и без того напряженное положение в мире и добавил перца в отношения между странами Юго-Восточной Азии, принуждая их к объективно невыгодному противостоянию. 

Вот только потянет ли сама Америка войну на два фронта?

Алексей ­­БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter