Осторожно: ребенок в Интернете!

Оградить его от попадания на “плохие” сайты государству не под силу, информирует нас белорусский “кибер-полицейский” Андрей Миклашевич. Это может сделать только семья Недавно в Минске произошел показательный случай. Двое школьников во время работы в интернет-клубе зашли на российский гей-сайт. Дома они начали делиться впечатлениями, которые услышала их мама. Она сразу подняла вопрос на самом высоком уровне: написала письма в прокуратуру с требованием запретить, оградить, удалить. Но поскольку удалить российский сайт белорусская милиция не в состоянии — он за пределами нашего правового поля, то женщине помогли следующим образом: на “Бел-паке” заблокировали прямой доступ к безнравственному сайту. Через какое-то время братья снова пошли в интернет-клуб и, использовав обходной маневр, снова вкусили запретный плод. Мама опять об этом узнала и опять написала письма...В Управлении по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий МВД Беларуси ей честно объяснили, что перекрыть все доступы к какому-нибудь сайту крайне затруднительно — практически невыполнимо. И ее переписка с госорганами может продолжаться до бесконечности без всякого результата в силу сообразительности ее детей. Мы беседуем на эту тему с заместителем начальника управления Андреем МИКЛАШЕВИЧЕМ.

— Андрей Викторович, ну неужели невозможно поставить некий фильтр на входе в глобальную сеть, который бы задерживал всю интернетовскую грязь, не пропуская ее к пользователю? Нравственная цензура Интернета стала мечтой миллионов людей по всему земному шару.
— Интернет не случайно назвали паутиной. Он построен таким образом, что к одной и той же точке можно прийти десятками путей. Это изобретение человечества похоже еще на рыбацкую сеть: по любой ее веревочке, в обход, можно добраться до любого узла. И если вы перекрываете конкретный адрес, на котором расположено нечто вам не нравящееся, то любой мало-мальски грамотный пользователь, используя прокси-серверы, мини-майзеры, биен-сети и так далее, все равно сумеет ее посетить. Данная проблема не имеет технического решения. Интернет-технологию разработало министерство обороны США, и она обладает очень большой живучестью, чтобы при уничтожении каких-то маршрутов задействовать другие маршруты, но все же достичь намеченной цели. Можно сделать только так, как сделали китайцы, — свой подконтрольный Интернет с прекращением доступа в мировую сеть. Грубо говоря, выдернуть вилку из розетки.
— Как же вы тогда боретесь с преступлениями в этой сфере, если ее настолько сложно контролировать?
— В каких-то случаях очень даже неплохо боремся, здесь нет противоречия. Как только поступает информация, что житель Беларуси где-то что-то незаконное расположил в сети, мы можем выйти на него и прекратить его деятельность. Повторяю: когда она подпадает под уголовный кодекс. И случаи такие уже были, прежде всего с распространением детской порнографии.
А вот когда выясняется, что аморальный сайт находится, скажем, на Каймановых островах, фирма, на которую зарегистрирован хостинг, — еще где-то, а реальный владелец — это наверняка еще третье лицо, то государство в этой ситуации бессильно. При этом родители детей, которых хотят оградить от опасных сайтов, как раз могли бы кое-что сделать.
— Что именно, и удается ли это вам с собственными детьми?
— Поставить те самые фильтры, о которых вы говорите. То есть установить на свой домашний компьютер специальное программное обеспечение, которое можно бесплатно скачать опять же из Интернета. Это программное обеспечение включает в себя “черный список” интернет-адресов, которые будут компьютером блокироваться, и дети, не зная пароля, не смогут осуществить доступ к этим сайтам.
Есть и дополнительный метод контроля. Придя домой с работы, родители могут посмотреть по журналу посещаемости, куда входил его ребенок, перезайти на эти адреса и посмотреть: ага, это допустимо, а это недопустимо, после чего нажатием мышки добавить в базу нежелательные адреса. И они станут недоступны для ребенка. Хотя, если у ребенка появится очень большое желание попасть на какие-то из сайтов, он все равно найдет варианты: пойдет в компьютерный клуб или к друзьям... Полностью оградить подрастающее поколение от таких опасностей весьма проблематично. Нужно вырабатывать, я бы сказал, духовный иммунитет к плохому.
Своей десятилетней дочери я разрешаю работать на компьютере полчаса в день. Чаще всего она на нем играет в шахматы и одевает Барби, не проявляя пока интереса к Интернету. И я ее к этому не подталкиваю. А то, что ей нужно будет знать как интернет-пользователю, потом она, имея навыки работы на компьютере, освоит в течение трех дней. Я предпочитаю, чтобы мой ребенок занимался спортом.
По роду деятельности мне часто приходится сталкиваться с подростками, погрузившимися в виртуальный мир. Человеку лет 15, а у него уже пограничное состояние психики: он не знает, в реальном мире он находится или в виртуальном. И мне его тяжело бывает понять, хотя я уже больше 10 лет профессионально работаю с компьютерами.
На мой взгляд, к компьютеру детей можно подпускать лет с 15—20, когда у них сформируется психика...

Не ставьте компьютер в детскую комнату
  • В Беларуси зарегистрированы первые случаи “компьютерной зависимости”, сообщил заведующий кафедрой психиатрии Белорусской медицинской академии последипломного образования, председатель правления Белорусской психиатрической ассоциации Роман Евсегнеев. И хотя таких случаев пока единицы, специалист убежден, что на самом деле людей с такой проблемой у нас гораздо больше.
  • Страдающие компьютерной зависимостью испытывают навязчивое желание проверить электронную почту, непреодолимую тягу к поиску информации в Интернете, у них патологическое стремление играть в компьютерные игры, общаться через всевозможные чаты и форумы.
  • По данным различных исследований, интернет-зависимыми являются уже 5—10 процентов пользователей глобальной сети. Летом прошлого года в Китае открылась первая в мире клиника по лечению от компьютерной зависимости, в которой проходят курс лечения в основном молодые люди до 25 лет. Кстати, пребывание в ней обходится пациенту примерно в 50 долларов в день. Методы лечения самые разные — от физических упражнений и медитации до электрошоковой терапии. Появился такого рода центр уже и в Германии. Детей в нем учат прежде всего... разговаривать.
  • “Подсевшим” на компьютер людям тяжелее находить свое место в обществе, предупреждают психологи.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter