21 ноября Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры Генассамблеи ООН одобрил резолюцию по борьбе с героизацией нацизма

Осторожно — правая угроза!

В пятницу, 21 ноября, Третий комитет (Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры) Генассамблеи ООН одобрил резолюцию по борьбе с героизацией нацизма и другими формами расовой дискриминации, ксенофобии и нетерпимости. Документ поддержали 115 из 193 государств — участников ООН. Против проголосовали три страны — США, Украина и Канада, еще 55 стран, включая членов ЕС, воздержались.

5_правая угроза500.jpg

Документ был внесен на рассмотрение по инициативе России, и контекст его появления понятен: украинский кризис. События в Украине действительно поставили ребром вопрос о ползучей реабилитации нацизма и героизации участников коллаборационистских формирований времен Второй мировой войны. 

Евромайдан вывел из политического подполья экстремистские группировки, исповедующие принципы украинского «интегрального национализма» — идеологии, сформировавшейся в Западной Украине в 1920—1930-е гг. по образцам итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Именно эти группы стали ударной силой беспорядков, которые привели к смене власти в Киеве и спровоцировали гражданский конфликт на юго-востоке. Евромайдан не просто легализовал эти политические силы, но и сделал их неотъемлемой частью государственного аппарата. К примеру, многие представители «Правого сектора» и других праворадикальных формирований прошли в Верховную раду по спискам разных политических партий. Но наиболее заметно присутствие праворадикальных элементов в силовых структурах — Национальной гвардии, в которую были переформированы внутренние войска Украины, а также во всевозможных добровольческих батальонах, созданных для борьбы с самопровозглашенными республиками на Донбассе. 

Впрочем, проблема эта возникла отнюдь не вчера. Ползучая экспансия праворадикальных идеологий в Украине началась практически сразу после распада СССР. Аналогичные эксцессы имели место и в странах Балтии, которые до недавнего времени и были основными ньюсмейкерами в области героизации нацистских коллаборационистов. Примечательно и благодушно-попустительское отношение к этим проявлениям т.н. «цивилизованного сообщества», взявшего «молодые демократии» Прибалтики и Украины под свою опеку. И Латвия, и Эстония, несмотря на сомнительные идеологические тренды и наличие беспрецедентного дискриминационного института неграждан, без проблем были приняты в Евросоюз, и никаких вопросов у европейского истеблишмента к этим странам не возникло. То же касается и некоторых тенденций в Украине: ЕС и США проявляют удивительную слепоту, в упор не замечая всплеск праворадикального экстремизма.

Мне представляется, это далеко не случайно. В позиции Запада по-прежнему сильна инерция «холодной войны», и фронт против политико-идеологического наследия СССР остается по-прежнему открытым. А в борьбе с СССР Запад не брезговал использовать и беглых коллаборационистов. Те же США и Канада, весьма симптоматично проголосовавшие против предложенной Россией резолюции, стали основным пристанищем для украинской эмиграции, в значительной степени состоявшей из поборников «интегрального национализма» и бывших коллаборационистов. Украинские националистические организации в эмиграции успешно развивались и получали обильное финансирование, а после распада СССР начали активно внедряться в жизнь независимой Украины, ведя активную идеологическую работу и усердно формируя мировоззрение молодого поколения. Обильные всходы этой «просветительской» деятельности Украина пожинает вот уже год.

Очевидно, менять эту политику Запад не намерен и в своем противоборстве с Россией будет по-прежнему поддерживать в сопредельных с ней государствах (включая и Беларусь) праворадикальные элементы, являющиеся наиболее последовательными сторонниками жесткой антироссийской линии. Кроме того, поддержка праворадикальных сил нарастает и внутри самих западных обществ. Непродуманная миграционная политика последних десятилетий привела к появлению в ведущих западноевропейских странах обширных иноэтнических и инокультурных диаспор. Результатом этого стал рост межнациональной напряженности и, как следствие, всплеск ксенофобских и националистических настроений среди коренного населения Европы. Правонационалистические партии получают все большую поддержку как на национальных, так и на общеевропейских выборах. Если этот тренд станет устойчивым, то наш континент ждут непростые времена.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter