Сегодня обезвреживанием бомб и мин занимаются профессионалы, когда-то — добровольцы Осоавиахима, вчерашние школьники. Прошлое и настоящее переплетаются в сюжетной канве фильма, напоминая: в жизни всегда есть место и подвигу, и заботе о людях. Молодые актрисы, сыгравшие в сериале главные женские роли, даже прошли обучение в противоминном центре Вооруженных Сил Республики Беларусь, чтобы вжиться в образы своих персонажей и понимать, какие действия требуются в кадре.
Генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» и генеральный продюсер картины «Пламя под пеплом» Владимир Карачевский подчеркнул важность выхода подобного проекта в Год исторической памяти:
— Народ и армия едины — для меня эти слова не пустой звук. Мы действительно в одном строю, мы храним память, поднимаем на щит нашу историю и показываем нашу Беларусь, нашу армию, за которую нам не стыдно. Фильм получился благодаря тому, что мы действительно едины.
Съемочная группа работала в непростых условиях, так что «Пламя под пеплом» — дитя, рожденное в муках. Но это любимое дитя.
Слово съемочной группе
Режиссер Иван Павлов:
— Как все начиналось? Мне попалась в интернете информация об отрядах добровольцев Осоавиахима, которые после войны занимались поиском и разминированием снарядов. В эти отряды записывали юношей и девушек с 16 лет. Стал интересоваться, но информации по этой теме оказалось крайне мало, хроники нет вообще, крохи воспоминаний… В процессе написания сценария и во время съемок плотно сотрудничали с противоминным центром, с Министерством обороны: внесли несколько корректив после консультаций со специалистами. Но должен сказать, что от достоверности взрывоопасных предметов в кадре мы пытались все-таки уйти, поскольку безопасных снарядов, которые можно держать в руках, очень мало, практически все извлеченные из земли боеприпасы уничтожаются. Вообще, держать их в руках очень страшно, даже когда они выхолощенные. Поэтому все, что возможно, мы взяли из учебных классов — различные макеты плюс некоторые муляжи делали сами, но в целом старались камеру на этом не акцентировать.
Актриса Дарья Карпеченкова (Леночка):
— Проект дался одновременно и легко, и тяжело. Легко — потому что была прекрасная атмосфера, команда, было очень комфортно работать. Мы летели каждый день на съемочную площадку — и рыдали, когда съемки закончились: это для нас была трагедия. А тяжело было, потому что сама тема очень трудная: война, потеря близких, и как все это передать и донести до зрителя, когда сама ты ничего подобного не переживала и не ощущала? Очень сложно! Пришлось многое изучать, читать книги о войне, смотреть, чтобы максимально вжиться и искренно сыграть свою роль. Тем более это мой первый серьезный проект.
Актриса Татьяна Федорова (Люся):
— Очень помогал нам режиссер: Иван Михайлович постоянно настраивал нас, направлял, советовал. Мы все-таки девочки и еще очень молодые, мне 24 года, Даше — 22, входить в военную тему для нас было непросто. Мои пробы вообще оказались очень сложными: я проходила их, наверное, раз пять — и все время на разные роли! А потом звезды так сошлись, что все-таки я сыграла Люсю. И очень рада, мне нравится этот персонаж, она мне ближе, чем все прочие героини, я лучше ее чувствую. Люся — такая же, как я: наивная, веселая, мечтательница, влюбчивая… Мы с ней очень похожи!
Оператор-постановщик Вячеслав Дунаев:
— В фильме две линии — современная и историческая, совмещать их непросто. Есть определенная разница в подаче, это довольно сложно: грим разный, освещение, костюмы и декорации разные. К счастью, мы провели большую подготовительную работу и заранее знали, где и что будем снимать. В Бобруйске снимали военные эпизоды, и артисты массовки, даже дети, настолько прониклись, что не хотели уходить со съемочной площадки.
Я снимал много военных фильмов — «Снайпер: Герой сопротивления» с Гошей Куценко, «Привет от «катюши», участвовал в съемках сериала «Сын отца народов», для меня тема не нова. В современном кинематографе артисты нередко далеки от того, что они пытаются сыграть, но наши девчонки просто молодцы. Может быть, дело в том, что белорусские актеры не настолько избалованны, как в Москве например, и более трепетно относятся к своей профессии. И я рад, что наш фильм получился действительно добрым. Ловлю себя на мысли, что в какие-то моменты даже у меня при просмотре фильма комок в горле — при том, что я очень критично отношусь к собственной работе.
ovsepyan@sb.by