Осторожно – дорога!

С 11 августа в России ужесточена административная ответственность за нарушение правил дорожного движенияМежду гаишниками и водителями существует вечная конкуренция. Или состязание — кто кого? Одни ловят, другие хитрят и стараются не попадаться. А результат печальный: каждый год десятки тысяч погибших на дорогах людей, в основном трудоспособного возраста. В Беларуси, например, годовой ущерб от аварий некоторые аналитики оценивают в 200 млн долларов...

Кто перед кем в долгу?
Закон жизни: число лихачей, пьяниц и хулиганов на дороге растет вместе  с  количеством автомобилей, и особенно в больших городах. Около 40 миллионов россиян и больше 2,5 миллиона белорусов (прирост количества машин в прошлом году составил почти 40 процентов!) садятся за руль автомобиля. В Москве и Минске таких соответственно более 3,5 и 0,5 миллиона. Можно представить, какими темпами растут и риски на дорогах.
Поэтому ужесточение правил можно считать ответом “стражей дорог” на эти вызовы времени — более строгим стало наказание за те нарушения, которые являются наиболее частыми причинами ДТП и приносят самые тяжелые последствия. Но станет ли акция законодателей и руководства российской ГИБДД и белорусской ГАИ эффективной мерой по наведению порядка — покажет только время. Несмотря на то что в Беларуси новая административная ответственность вступила в силу с 1 марта, в УГАИ МВД Республики Беларусь пока не берутся комментировать итоги новых условий с “высоты” нескольких месяцев: “пока в статистике нельзя искать причинно-следственные связи”. Первые итоги будут подведены в конце текущего года.
Считать промилле — дело медиков
Пьянство и наркомания — первопричина многих преступлений на дороге. Ужесточение наказания за управление автомобилем в нетрезвом состоянии оправданно всегда: из-за негодяя, которому закон не писан,  страдают невинные люди.
Но как преподносится введение нормы содержания алкоголя в крови!  Граждане тут же стали обсуждать: 0,3 промилле в России (0,5 промилле в Беларуси) — это сколько в рюмках или бутылках пива? А с экранов телевизоров высокопоставленные специалисты со знанием дела “лицензируют” дозу: бокал пива, стакан вина, рюмка водки.
Стоп! Норма в промилле введена для суда, если возникнут разногласия между инспектором и водителем, а не для застолья или опохмелки. И то в том случае, когда опьянение не повлекло дорожно-транспортного происшествия (ДТП). А уж если случилась беда по вине водителя, то даже меньшая доза как факт может стать отягчающим обстоятельством при разбирательстве в суде. В России и Беларуси выпивать за рулем запрещено — сухой закон.
Кроме того, знающие специалисты не перестают повторять (хотя слышать их никто не хочет), что алкоголь на всех действует по-разному и в течение разного времени: вес, усталость, возраст, время... — факторов “опьянения” десятки. Главное, понять надо одно: каким бы “крутым” водителем вы ни были, под воздействием алкоголя реакция притупляется (это было доказано экспериментами еще при Советском Союзе и сегодня принимается за аксиому).
И, возможно, в той аварийной ситуации, где ни один водитель, кроме вас, не справился бы с машиной, вы уже тоже не справитесь, потому что, выпив бокал пива, “опустились” на уровень вождения ниже. Хотя результат в промилле ничего и не показал...
Взятка или компромисс?
Компромисс — это когда хорошо обеим сторонам, без обид и напряжений. Ходя далеко не всегда по закону.
Например, пересечение сплошной разделительной полосы при хорошей видимости и отсутствии встречного транспорта. Почему бы не обогнать, решает водитель, едущий на скорости в 100 км/час, и обгоняет грузовик. И тут в права вступает инспектор ГАИ, находившийся “по случаю” неподалеку. Далее — “компромисс”?
 “Компромисс” нельзя строго-настрого запретить. Здесь другие принципы. Кто может объяснить, например, такой феномен: на Западе страховые компании не страхуют автомобили без техосмотра, а в России и Беларуси, наоборот, автомобиль не допустят к техосмотру без страховки? Что тут первично с точки зрения безопасности движения и что — с позиции прибыли?
Строгое отношение к нечестным инспекторам и повышение зарплаты сотрудникам ГИБДД и ГАИ на взяточничество влияют мало. Строгие правила тоже должен кто-то применять, а мы все — люди. Поэтому от строгости в обществе ожидают повышения “компромиссных” ставок, и не более. “Не для печати” подтверждают зависимость между величиной штрафа и величиной взятки и сами инспекторы.
Как быть? Чтобы исключить искушение идти на “компромисс”, западные законодатели ввели “бесконтактную” технологию контроля за соблюдением ПДД. Дорожная полиция вступает в контакт с водителями лишь в крайних случаях. В обычном режиме инспекторы работают с телемониторами и другой аппаратурой объективного контроля. На это денег не жалеют. Но для такой технологии необходима система отлаженного компьютерного персонального учета. На каждого участника движения со временем набирается определенная статистика. Информация о злостных нарушителях доступна не только инспектору, назначающему штраф, но и страховым компаниям, судье. А это водителю обходится дороже. Вот почему там водители вежливые и предупредительные при хороших дорогах, надежных машинах.
Стремительно распространяющиеся разного рода видеорадары, которые следят и фиксируют скорость машин (кстати, такая фиксация может быть доказательством в суде), тоже сконструированы хитро и под “компромисс”. Легким нажатием кнопки инспектор имеет возможность удалить фото с вашей скоростью. А если бы не мог? Фото есть, а протокола нет?
Школа жизни
Много раз говорилось о качестве подготовки водителей в автошколах и на различных курсах. Конечно, формальный подход к обучению чреват тяжелыми последствиями как для самого водителя, так и для окружающих. Но тренажеры, тесты и часы практического тренинга не все решают. Сегодня важным становится знание основ психологии дорожного движения как процесса. Причем не в теоретическом плане, а в прикладном.
Когда-то преподаватели автошкол использовали действенные слоганы: “Машина — железо, а железо решать за тебя не должно. Управляй, а не катайся!”, “Водитель - квалифицированный участник движения, пешеход - может быть нездоровым. Уступи пешеходу!”, “В ДТП ты можешь быть прав, а по жизни оказаться дураком и в больнице”. Такие яркие правила от авторитетного профи запоминаются и формируют профессиональные качества.
Должное методическое внимание автошколам со стороны ГИБДД может дать гораздо больший эффект, чем ужесточение административной ответственности. Ведь в автошколах формируются те отношения между ГИБДД и водителями, между самими водителями, правовая культура, которые будут потом проявляться на дорогах.

Мобильный контроль
Госавтоинспекция Беларуси совместно с российскими коллегами провела профилактическую отработку автомобильных дорог в приграничных с Россией районах. На помощь сухопутным нарядам дорожно-патрульной службы пришла авиация.
Август уже давно признан самым аварийным месяцем года. Именно в этот период многократно возрастает интенсивность движения на дорогах. К тому же во многих регионах установилась очень жаркая погода, что значительно снижает концентрацию внимания водителей и пешеходов. В результате растет число ДТП, а сотрудники ГАИ, перешедшие на усиленный вариант несения службы, вынуждены применять все возможные средства  контроля за соблюдением правил дорожного движения. В том числе и патрулирование с воздуха. Если раньше вертолетный патруль применялся только в столичном регионе, то сейчас авиацию задействовали и в приграничье.
Подробности прошедшей акции “СВ” сообщила начальник пресс-службы управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Анна Банадык. По ее словам, особое внимание было уделено автодорогам Брест — Минск — граница России и граница России — Витебск — Гомель — граница Украины. Факты нарушения правил дорожного движения отслеживались с воздуха, фиксировались на видеокамеру и поступали патрульным, дежурящим на автомагистралях.
Всего за два дня было выявлено 311 нарушений. Чаще всего водители превышают разрешенную скорость движения, совершают обгоны на запрещенных участках. Встречаются и такие, кто садится за руль, не имея водительских прав. 
В ГАИ отмечают, что такая форма мобильного контроля уже доказала свою эффективность. Во время отработки данных автодорог не было зафиксировано ни одного дорожно-транспортного происшествия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter