Введение ограничений стимулирует развитие экономических связей не только в рамках ЕАЭС, но и с Юго-Восточной Азией

Оставьте камень за пазухой себе!

Что нас не убивает — делает сильнее. И столь разрекламированные санкции — не более, чем временная неприятность. По большому счету не столь страшная, как ее преподносят. Хотя бы по той причине, что ограничения в торговле, доступе к технологиям существовали всегда. Пускай это и не называлось санкциями, а именовалось более благозвучно. Просто сейчас, во время мирового кризиса, наконец-то некоторые вещи стали называть своими именами. Наступил этакий момент истины, сделавший скрытое явным. С одной стороны, этот процесс нервирует. С другой — четко демонстрирует отношение западного мира к остальным странам. И делает актуальной давно известную истину: благополучие куется своими руками и своим же умом. Добрый волшебник, спускающийся с небес, — миф экономики времен глобализации, когда пропагандировалось мессианство развитых стран, которые распространят по миру доброту и процветание. Но когда они в 1980—1990-е проникли на национальные рынки третьего мира, наступила эра прагматизма, после череды кризисов переросшая в принцип эгоизма золотого миллиарда. И в санкционной политике есть один очень положительный момент: она катализирует региональную интеграцию стран, которая пробуксовывала. В том числе в надежде на достижение равноправия на глобальных рынках.


Американские администрации никогда не были белыми и пушистыми. Даже когда выходили на внешне конструктивное сотрудничество со своими оппонентами, то держали камень за пазухой. Впрочем, в идеологии США лозунг «Америка превыше всего» не предполагает равноправные переговоры. Даже если звучит добродушная риторика.

Впрочем, нынче даже внешние приличия по ту сторону Атлантического океана не особенно соблюдаются. И свою политику Байден начал достаточно агрессивно, обещая санкции направо и налево. Беларусь — только одна из многих в этом списке. Продолжаются экономическое давление на Россию, торговая война с Китаем… В принципе, регионализация мировой экономики давно стояла на повестке дня. Пандемия катализировала эти процессы. А санкционная политика развитых государств, фсудя по всему, грозит сделать данный процесс стремительным. И кто выиграет от такого кардинального передела? Ответ весьма неопределенный. По крайней мере, в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Несомненно, доминируя в мировой финансовой системе, Америка стала пупом мировой экономики. Благодаря монополии на эмиссию резервной валюты США предстают и технологическим центром. Владение печатным станком позволяло производить денежные ресурсы для скупки лучших умов по всему миру. Если беспристрастно просканировать авторов научно-технических американских достижений, то выяснится, что многие из них — эмигранты в первом или втором поколении. Насколько санкции будут способствовать вытягиванию гениев из других стран? Предполагаю, что это будет делать сложнее. Ограничение взаимодействия в мировом масштабе провоцирует спрос на идеи и таланты на региональном уровне. Он был всегда. Но сейчас приобретает новое звучание. Если относительно недавно ключевым тезисом эффективности считалось, что не надо изобретать велосипед, а оптимально купить готовые решения, то сейчас такой подход несет слишком много рисков для национальной безо-пасности.

И страны-«изгои» (по крайней мере, так их именуют на Западе) сейчас активизируют совместные проекты. В том числе в высокотехнологичных сферах, в создании финансовых альтернатив. Китай и Россия ведут переговоры об увеличении расчетов в торговле в рублях и юанях. Активизируется работа по выработке совместных отраслевых стратегий в рамках Союзного государства и ЕАЭС. Предполагаю, что катализируется процесс более тесного сотрудничества Евразийского союза и ключевых азиатских экономик. Про потенциал этого сотрудничества говорили давно, и благодаря именно санкциям он наконец-то может быть реализован.

Конечно, в краткосрочном периоде санкции выводят из привычной зоны комфорта некоторые отрасли и компании. Но это временный шок. Кстати, санкционные обмены ЕС и России позволили последней развить свою аграрную отрасль. И весьма серьезно. Поэтому ущерб санкций для экономики очень неоднозначный. Он, несомненно, есть, но формирует и новые возможности для развития.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter