Оставим «покаяние» в покое

Российский актер Е.Миронов, сыгравший роль В.И.Ленина в фильме, посвященном 100–летию Октябрьской революции, дает сегодня многочисленные интервью, где делится своим пониманием этого события.

И основной мотив звучит так: нужно общенациональное покаяние за все. За революцию, за зверства гражданской войны, за политику Ленина, за отход от магистральной линии развития цивилизации (интересно, что ж это за линия такая?) и т.д. И, конечно, дело здесь не в актере Миронове, фигуре случайной в данном контексте. Да и в самой идее покаяния нет ничего нового, она активно вовлекается в политологический оборот, начиная со времен перестройки. Тут основная мысль прозрачна: надо навязать какой–то маргинальной группе общества чувство вины, заставить пересмотреть собственное историческое прошлое, почувствовать собственную ущербность, «недостаточность», подравняться на лидеров, которые общеизвестны, словом, здесь все более или менее понятно. Как понятно и то, почему наступило очередное «обострение»: все же дата — 100–летие революции — отнюдь не рядовая! Но проблема действительно существует, и имеет смысл вновь вернуться к некоторым базовым представлениям.

Скажем, такому: а что говорит исторический опыт других стран? Вот известная испанская модель, связанная с категорией молчания. Испанцы не желают ворошить прошлое, во всяком случае, Закон об исторической памяти, принятый в 2006 году, говорит именно об этом. Все жертвы Гражданской войны 30–х годов могут обращаться в спецкомиссию при парламенте с целью моральной реабилитации. Все, без учета того, кто и на какой стороне баррикад воевал. Улицы, которые были названы в честь коммунистических персонажей, не переименовываются. Вообще, копание в событиях Гражданской войны не приветствуется, чаще предпочитают молчать, чем вступать в бурные дискуссии. Известно, как жестко осудили немцы свое нацистское прошлое, но покаяние здесь носило специфически протестантский характер: это личное дело каждого.

С другой стороны, появилось ранее небывалое стремление судить историю с помощью правовых норм. Десятки стран добиваются исторической правды, требуют историко–правового осуждения геноцидов, этноцидов, появляются даже «комиссии правды», как в ЮАР после падения режима апартеида. На постсоветском пространстве появились «музеи оккупации». Право, в частности уголовное, стало заложником стремления к исторической правде. Достаточно в этой связи вспомнить события в Украине (война с памятниками, преследование за идеологический выбор и прочее). Да и в Беларуси некоторые горячие люди требуют «покаяния за Куропаты». Кто должен каяться и перед кем? Шарангович с Цанавой? Так их давно убили «свои»... И перед кем «каяться»? Перед Позняком?.. А кто это такой, спросит любой студент, и будет прав.

Получается, проблема шире, чем личное покаяние: нынче уже около 70 стран заняты проблемами преодоления исторических травм не просто в форме морального переживания, а именно в форме государственной политики и общественно–правовых действий. К слову, в Китае распространены не «музеи жестокости (оккупации)», хотя примеров этих исторических жестокостей множество, а «музеи социальной гармонии», работает установка на понимание целостности общекитайской культурной традиции.

Другими словами, единых норм, клише по поводу покаяния и действий этого рода нет и быть не может, все зависит от менталитета людей и соответствующей политики. В этом контексте говорить о том, что на нашем пространстве люди забыли о некоей вине, очерствели, вряд ли стоит. Самокопание, самобичевание — это наш удел, и Федор Достоевский — лишь одно из напоминаний специфики национального отношения к происходящим событиям. Совесть — вовсе не последняя ценность в национальной иерархии приоритетов. К слову, почему призыв к покаянию у нас адресуется исключительно к красным? А семья Романовых (1905 год, Ленский расстрел, Ходынка и т.д.) — почему бы не покаяться и им? А представители Белого движения, они что, все сплошь замечательные Турбины из булгаковского романа? Сколько среди белых было садистов и убийц?

Что же касается желания объявить преступным какой–то отрезок национальной истории, то нет такой страны, нет такой истории, где отсутствуют основания для критики, переосмысления происходящих когда–то событий. И подлинная мудрость заключается не в обострении ситуации, не в фактическом воспроизводстве баррикадного мышления, а в движении вперед на основе всего того, что было сделано — разного, как великого, так и не очень. Говорят о важности категории страдания и общей ответственности за прошлое — что ж, и в этом есть своя правда.

Учитывая, что покаяние глубоко личный процесс, вряд ли целесообразно рассматривать эту проблему в общегосударственном контексте. Если есть такое желание, никто не может запретить его реализовать в каком угодно объеме. И хорошо бы придать этому процессу конкретный, деловой оттенок. Скажем, перечислить личные средства на строительство памятника в Куропатах. Собраться в отпуске на поиск захоронений воинов последней великой войны. Восстановить бронемашину, погибшую когда–то в бою, — да мало ли дел. Не надо призывать к покаянию, надо что–то делать, как–то решать те проблемы, которые уже сегодня выдвигаются на первый план. Оставьте покаяние в покое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Версия для печати
пенсионер, за 60, Россия
В целом я согласен с автором, но собака зарыта в деталях. А детали таковы. Возьмем, к примеру, Украину. Она объявила свою идентификацию. Некая абстрактная нация со времен Владимира, некая особенная культура, некий особенный уклад жизни. Мои родственники с одной стороны чистокровные русские, с другой чистокровные белорусы много десятилетий назад пустили на Украине свои корни. Им как быть? Каяться, что они белорусы и русские и срочно уезжать из Украины? Я к тому, что национальное определение, это орудие разрушения государств. Его легко используют государства, население которых совсем не озабочено какая национальность у соседа. Теперь о фильме. Мне хватило 5 минут, чтобы это фэнтези понять и оценить. За мою жизнь я много слышал из вражеских голосов подобные фантазии, наши диссиденты их тоже передавали друг другу, сам читал такое в рукописном варианте. Понятно, что это слеплено для молодежи и слабоумных. Такие "супер шедевры" эпизодически появляются, это типа "Цареубийца", "Чекист" и прочая мура. Их забывают на другой же день. Даже нашумевшее "Покаяние" кроме неприязни ничего не вызывает и никого не привлекает. Зачем создаются? Да все с той же целью, заставить целый народ быть неполноценным. Меры в этом они вообще не чувствуют. Я убежден, что добьются эти деятели обратного эффекта. Молодежи вообще надоела эта мыльная опера типа революция или переворот. Они все чаще задумываются, почему в диктаторском режиме человек был окружен социальным обеспечением, а в сегодняшнем, очень свободном, обществе до конкретного человека нет никому дела. По телевизору собирают милостыню для операции ребенка. Я уж не говорю про образование. Вот лично мне глубоко наплевать на какие деньги делалась революция, мне главное, что результат был очень успешным и мне частично довелось жить по-человечески. И никакой другой фильм. типа Троцкий или еще какой-нибудь не изменят мой подход. Тем более, что я читал первоисточники и Троцкого и Сталина, даже труды Хрущева. Недавно сестра олигарха Прохорова высказала свое мнение о сегодняшних фанатах Николая Второго и самодержавия в России. Она напомнила, что предки этих современных любителей царской власти  были простые крестьяне. Казалось, о чем им грустить? А вот грустят о французских булках, которые кушали помещики, господа над их предками. Вот такая получается история.  
пенсионер, за 60, Россия
В целом я согласен с автором, но собака зарыта в деталях. А детали таковы. Возьмем, к примеру, Украину. Она объявила свою идентификацию. Некая абстрактная нация со времен Владимира, некая особенная культура, некий особенный уклад жизни. Мои родственники с одной стороны чистокровные русские, с другой чистокровные белорусы много десятилетий назад пустили на Украине свои корни. Им как быть? Каяться, что они белорусы и русские и срочно уезжать из Украины? Я к тому, что национальное определение, это орудие разрушения государств. Его легко используют государства, население которых совсем не озабочено какая национальность у соседа. Теперь о фильме. Мне хватило 5 минут, чтобы это фэнтези понять и оценить. За мою жизнь я много слышал из вражеских голосов подобные фантазии, наши диссиденты их тоже передавали друг другу, сам читал такое в рукописном варианте. Понятно, что это слеплено для молодежи и слабоумных. Такие "супер шедевры" эпизодически появляются, это типа "Цареубийца", "Чекист" и прочая мура. Их забывают на другой же день. Даже нашумевшее "Покаяние" кроме неприязни ничего не вызывает и никого не привлекает. Зачем создаются? Да все с той же целью, заставить целый народ быть неполноценным. Меры в этом они вообще не чувствуют. Я убежден, что добьются эти деятели обратного эффекта. Молодежи вообще надоела эта мыльная опера типа революция или переворот. Они все чаще задумываются, почему в диктаторском режиме человек был окружен социальным обеспечением, а в сегодняшнем, очень свободном, обществе до конкретного человека нет никому дела. По телевизору собирают милостыню для операции ребенка. Я уж не говорю про образование. Вот лично мне глубоко наплевать на какие деньги делалась революция, мне главное, что результат был очень успешным и мне частично довелось жить по-человечески. И никакой другой фильм. типа Троцкий или еще какой-нибудь не изменят мой подход. Тем более, что я читал первоисточники и Троцкого и Сталина, даже труды Хрущева. Недавно сестра олигарха Прохорова высказала свое мнение о сегодняшних фанатах Николая Второго и самодержавия в России. Она напомнила, что предки этих современных любителей царской власти  были простые крестьяне. Казалось, о чем им грустить? А вот грустят о французских булках, которые кушали помещики, господа над их предками. Вот такая получается история.  
А ведь и не ваша больше уже повариха ((((

Уважаемый профессор вот Вы тут утверждаете: «Учитывая, что покаяние глубоко личный процесс, вряд ли целесообразно рассматривать эту проблему в общегосударственном контексте…» Так вот скажу так как я малообразованная баба все это понимаю. Да все так но и не так как Вы утверждаете! Да покаяние упоминается множество раз в Новом Завете. Вот и Иисус Христос сказал нам: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13, 3). Так вот покаяние означает «перемена, поворот от чего либо, и движение по новому пути». А вот сожалеть — это еще не значит покаяться. Мы указываем пальцем на язычников и на идолопоклонников седой древности, но единственная разница между ими и нами только та, что наши идолы сделаны из алюминия и стали. Сейчас многие и церковь-то посещают только в свободное от грехов время....

Для пенсионера, за 60, Россия
Однажды здесь восстал народ
И, став творцом своей судьбы,
Извел под корень всех господ,
Теперь вокруг одни рабы.

(Игорь Губерман).
АЮВ
Говорил и говорю: Россия беременна самодержавием. В любой форме. В любой! Царь, император, генеральный секретарь или президент. Нужен отец. А мы, все, его дети. И он о нас позаботится. Передача власти по наследству. Только так и не иначе. Чтобы было с кого спросить. Сын может отцу и претензии предъявить: Батя! Что ты мне передал во владение?  Кругом разруха. Нищета. Что ты оставляешь сыну? Каждый, даже в семье, старается оставить после себя лучшее. Отсюда и старанее в государстве.  
АЮВ
Теперь про покаяние. Не надоть каяться. Не надоть! Надо просто сказать правду. Открыть архивы. Только недавно узнал, что Николаю Ежову отказано в реабилитации. Да! Негодяй. Да плохой человек. Но осудили его, на расстрел, не за не законные репрессии и уничтожения своего народа. Тут он всё делал правильно. А за то, что был японским шпионом и агентом германской разведки. Коим не являлся. Следовательно, осудили не законно. Реабилитируйте. Не за насилие. Нет. А за то, за что осудили. За то что вынесли в приговоре. Японский шпион. Агент германской разведки. Приговор не правосуден. Отмените. Слабо? Слабо. Жидковата советская власть на расправу. Не хочет.  
пенсионер, за 60, Россия
Для пенсионера, за 60, Россия, красота слога не означает, что он правильный. Раб это состояние души. Если вы себя им ощущаете, принимайте решение. Я уже писал как-то, что будучи председателем профкома, столкнулся с невозможностью в советское время уволить прогульщика и бездельника, их надежно защищало государство. Тысячи бывших руководителей подтвердят мои слова. Как -то это не вяжется с вашим четверостишьем. Кто здесь раб? Скулили многие, а работали, как положено, очень немногие. Мы с вами дожили до новых господ. Уже 25 лет проживаем вместе. Это как-то позитивно повлияло на вашу личную жизнь или жизнь семьи? Или опять скулеж, что господа не те, да и царь не тот.
Георгий
А ведь и не ваша больше уже повариха (((( написал:
Сейчас многие и церковь-то посещают только в свободное от грехов время....
Браво, "повариха".
Георгий
пенсионер, за 60, Россия написал:
Скулили многие, а работали, как положено, очень немногие.
Очень точно, пенсионер, подмечено. "Вот здесь собака и зарыта".
swiniopas, 70, Kustovnitsa nad Pripiat'iu
Профессор, “Испанцы не желают ворошить прошлое“ потому что у них уроки  гражданской войны совсем ещё на уме. 10 тисячь разрушенных католических  костёлов, 30 тисячь убитых коммунистами священников. Ну и конечно  кровавая месть победителей генерала Франко, Caudillo de Espagna. Все это  может и вернуться, отсюда и перепалки со ”выходом” Каталонйи делаются в  мягких перчатках. Что касается Беларуси так вы знаете харашо что ваша  страна это одно кладбище. Ну а министр полицйи по городе гордо шастается  в форме главного палача.  Последнее двадцать лет в этой стране это  спокойстве и мир, по моему это главное достижение нынешнего режима. Ради  такой цели можно придерживать правосудие так как генеральная разруха  хуже всех.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости