В день столетнего юбилея БГУ известные выпускники признались в любви альма-матер

Оставайся самым лучшим

БГУ 100 лет! Поздравления с юбилеем в эти дни приходят со всего мира: от коллег, партнеров, сотрудников. И, конечно, выпускников разных лет — за вековую историю ими стали более 185 тысяч человек. На университетском сайте даже сделали специальный онлайн-проект «Карта поздравлений», где можно написать слова благодарности ведущему вузу страны. Корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» побеседовал с тремя известными выпускниками университета и расспросил, чем им запомнились студенческие годы.

На острие нового


Заместитель председателя президиума НАН Беларуси академик Сергей Килин окончил физфак БГУ в 1974-м. А с профессорами факультета познакомился еще до поступления — в школе юных физиков при Институте физики Академии наук. Рассказывает про лекции академика Бориса Ивановича Степанова, про экспериментальные занятия в лаборатории Владимира Антоновича Пилиповича, который первым в Беларуси в 1963 году сделал твердотельный лазер:

— Поэтому, когда пришло время выбирать, куда поступать, решение принял быстро. Чем запомнился факультет? Преподавателями и профессорами, каждый из которых был очень интересным лектором и человеком. И, конечно, студенческими товарищами, в первую очередь по группе — 13-й… Помню, как на втором курсе меня и еще двоих студентов из группы пригласил к себе академик Степанов. Он сказал, что ему нужны новые сотрудники для Института физики НАН. И нам поставили конкретные задачи, которые мы с энтузиазмом начали решать. Интересно, что моя задача на то время, казалось, была очень далека от практики — исследовать, как одиночный атом или молекула, резонансно взаимодействуя с лазерным излучением, испускает, рассеивает фотоны. Но эта фундаментальная квантово-электродинамическая проблема стала одной из ключевых для новых областей исследований и разработок — квантовой оптики и информатики. Многое из того, что на слуху сейчас, зарождалось около полувека тому назад в курсовых и дипломных работах студентов БГУ. Впрочем, у нас всегда была некая внутренняя настроенность найти что-то важное для решения научных задач.

А в свободное время мы отправлялись в турпоходы по стране. Очень запомнился, например, лыжный поход по Беларуси во время зимних каникул 1971 года. Снег не выпал, и нам всю дорогу пришлось нести на себе не только рюкзаки, но и лыжи. Однако это не лишило нас чувства юмора. Более того, я бы сказал, что эмоционально яркий круг студенческого общения формирует и поддерживает в будущем оптимистическое отношение к жизни. Также я занимался в секции альпинистов при БГУ — особенно запомнились походы на Кавказ и тренировки в Крыму.

Лыжный поход, 1971 год. Сергей Килин слева.

Сергей Яковлевич уверен, что именно обучение на физфаке зажгло и поддержало тот юношеский интерес к знаниям и работе ученого-физика, который вначале был только желанием, а в результате стал смыслом жизни. И если бы он выбрал другой путь, то никогда не стал бы ученым, профессором, академиком. А еще не встретил бы свою жену Алену, с которой учился в одной группе.

К слову, с 1990-х Сергей Яковлевич уже сам читает в БГУ лекции по квантовой оптике и квантовой информатике. Что хотел бы сегодня пожелать альма-матер?

 — Всегда быть в форме и на острие нового! Постоянно обновляясь, оставаться передовым современным университетом, предоставляющим своим студентам возможность приобщиться к высоким знаниям, а самое главное — на­учить решать с помощью полученных знаний любые задачи, которые в современном обществе непрерывно изменяются.

Это было захватывающе

фото александра кушнера
Ведущая информационных программ телеканала ОНТ Наталья Немогай окончила исторический факультет БГУ в ­1996-м. О своем обучении рассказывает так:

— В школе история была самым любимым предметом, так что поступала на факультет по велению души. И никогда об этом не жалела. К тому же попала на кафедру истории древнего мира: изучала историю Древней Греции, Древнего Рима… Это было захватывающе. Мы даже старинные летописи на латинском языке читали! К слову, позже, когда я увлеклась итальянским языком, эти знания очень пригодились. Мне предлагали работать с итальянскими туристами, рассказывать им, как Рим строился. В то же время я писала стихи, которые публиковались в «Вестнике БГУ», посещала кружки театрального искусства, скорочтения. Участвовала в разных театральных постановках и вечеринках. В том числе в университетском кафе «Гаудеамус» на Октябрьской. А когда перешла на второй курс, решила дополнительно еще и на журфак поступить. Для этого достаточно было пройти творческий конкурс. Помню, как бегала из главного корпуса на улицу Свердлова, где находилась кафедра телевидения и радиовещания. А на ней — своя телестудия. Мне было очень интересно узнать, как идет весь съемочный процесс. Видимо, судьба знаки уже тогда подавала, что будущее будет связано с телевидением. Правда, журфак я так и не окончила, только года два там отучилась — любовь к истории победила. А может, я просто немного не рассчитала свои силы. Как только стало трудно, решила, что журналистика мне не пригодится в жизни (смеется). Оказалось, ошиблась…

Как, впрочем, и один из ее педагогов, профессор Виктор Ивченков, который тогда сказал Наталье, что она не сможет работать на белорусском телевидении. И все потому, что плохо знает белорусский язык.
— Виктор Иванович говорил, что журналист должен в совершенстве владеть языком. Но я тогда дерзкая была, отвечала, мол, мне белорусский не нужен. И бесконечно приходила на пересдачи. А вот как жизнь сложилась… Особенно вспоминаю профессора в День родного языка, когда все новости мы читаем на белорусском. До сих пор он мне трудно дается, но я стараюсь. И уже не сомневаюсь: если живешь в этой стране, белорусский язык нужно знать.

Наталья Немогай в 1990-е.

На вопрос, что вы хотели бы пожелать альма-матер в день рождения, известная выпускница отвечает не раздумывая:

 — Идти в ногу со временем и оставаться в числе лучших университетов мира. Открывать подготовку по новым современным специальностям, популярным у молодежи. Чтобы приходили учиться студенты, такие же воодушевленные, как и я когда-то. Ведь если человек любит дело, которым он планирует заниматься, у него все получится. А преподавателям, конечно, хочу выразить огромную благодарность за их труд.

Теория вероятностей

Для генерального директора группы компаний «Санта» Александра Мошенского поступление в БГУ было в какой-то степени неожиданным. Школу окончил в 1987-м и настраивался поступать в Москву: МГУ или Московский физико-технический институт.

— Я даже учился в заочной школе при МГУ… Про БГУ задумался в последний момент. Родители подсказали: мол, где родился, там и пригодился. Вот и по­ехал поступать в Минск. Выбрал мехмат, потому что математику любил. А дальше, как обычно: знакомство началось с «картошки» (смеется). Что запомнилось прежде всего? Наверное, что высшая математика в вузе не имела никакого отношения к той математике, которой учила школа. И первый месяц я вообще не понимал, куда попал. А потом втянулся... Правда, всегда оставалось ощущение, что рядом есть кто-то умнее тебя. Когда попадаешь в круг таких интересных людей — это отличный стимул еще усерднее учиться, еще больше работать над собой. Один из главных выводов, который сделал в то время: очень важно уметь анализировать и смотреть на мир под разными углами, в разных измерениях. Ведь чтобы принять правильное решение, нужно оценить как можно больше факторов, которые могут повлиять на результат. Это в жизни очень пригодилось. А еще — теория вероятностей, которую сдал на отлично. Может, поэтому у меня нет интереса к азартным играм.

Александр Михайлович окончил университет с красным дипломом. Хотя, признается, были сложности с иностранным языком. Дело в том, что в школе он учил немецкий, а в вузе — английский.
— Когда понял, что недотягиваю, а денег на репетитора не было, сумел договориться на бартер: мне на­шли семью, в которой я занимался с мальчиком математикой, а его мама со мной взамен — английским языком. И все же, думаю, отметку мне педагог натянул — видимо, оценил не только мой прогресс, но и титанические усилия, а также желание заниматься. А в остальном с учебой проблем не было. Я даже планировал в аспирантуру пойти. Написал работу в соавторстве с научным руководителем Владимиром Васильевичем Амелькиным… Но это был уже 1992 год: я увидел перспективу реализовать себя не только в науке, но и в реальной жизни и поехал филетировать (разделывать на филе. — Прим. авт.) рыбу. Правильное это было решение или нет,  сложно сказать. Но я все-таки надеюсь, что бизнес приобрел больше, чем потеряла математика.
На фото студенческих лет — Александр Михайлович в центре.

Впрочем, предпринимательская жилка проявилась у Мошенского еще раньше. Он всегда любил заниматься спортом, и в университете для этого была масса возможностей. А на пятом курсе вместе с товарищем «сколотил» свою секцию по единоборствам: так по вечерам зарабатывали деньги, обучая азам других студентов.

Александр Михайлович добавляет, что в БГУ встретил много хороших друзей. А настоящая студенческая жизнь началась после третьего курса, когда со съемной квартиры переселился в общежитие:

— Я и сейчас нередко бываю в районе улицы Октябрьской. Кажется, почти ничего не поменялось, и это радует. Наверное, только набережная Свислочи стала почище и спортивный комплекс, который при нас построили, наполнился людьми и преобразил весь район.

Бизнесмен желает родному университету и дальше держать высокую планку — оставаться ведущим вузом страны:

— А для этого поддерживать высокий уровень преподавателей и студентов. И, конечно, заботиться, чтобы выпускники покидали стены БГУ не только квалифицированными специалистами, но и личностями с широким кругозором. На мой взгляд, именно в этом ценность университетского образования.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter