Остаться в живых и победить

Антитеррористические учения: у противника нет шансов!

Антитеррористические учения: у противника нет шансов!


Колючая проволока, шлагбаум, окопы, мешки с песком, бетонные плиты, преграждающие дорогу, автоматчики... Обыкновенный блокпост. Здесь днюет и ночует взвод солдат внутренних войск. Постоянно начеку, всегда в бронежилетах, защитных шлемах и с оружием. Задача–минимум — не дать пройти противнику, задача–максимум — остаться при этом в живых.


Тяжело в учении


В серой иномарке, подъехавшей к шлагбауму, я насчитала четверых мужчин. Перед шлагбаумом машина притормозила. Водитель незамедлительно выполнил требование военнослужащего, приблизившегося к автомобилю, и приглушил мотор. Водителю и пассажирам велели выйти из машины, последовала обычная процедура досмотра: солдаты ищут оружие, собака — наркотики и взрывчатку. Через минуту–другую все четверо уже следовали в зону досмотра на территорию блокпоста: в машине были обнаружены автоматы.


Впрочем, в благополучном исходе, наблюдая за развитием ситуации с расстояния 100 метров, я не сомневалась. Бандиты, пулеметные очереди, оглушительная стрельба из бронетехники — все это неотъемлемая часть заключительного этапа оперативно–стратегических, командно–штабных учений «Бастион — Антитеррор–2008», которые проводятся Комитетом государственной безопасности Беларуси под эгидой антитеррористического центра СНГ.


Настоящие блокпосты, к счастью, на белорусской земле не создавались со времен Великой Отечественной войны. Сегодня на 227–м общевойсковом полигоне сухопутных войск под Борисовом учатся совместно противостоять террору пограничники и внутренние войска. В Национальном аэропорту «Минск» спецподразделение КГБ «Альфа» освобождает захваченный террористами самолет и спасает заложников, саперы обезвреживают взрывное устройство, МЧС ликвидирует последствия возгорания воздушного судна. Подобные антитеррористические совместные учения в Беларуси проводятся впервые. За действиями бойцов вместе с журналистами наблюдают представители органов безопасности и спецслужб СНГ, ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), антитеррористической структуры исполкома ШОС (Шанхайской организации содружества), военные атташе, аккредитованные в нашей стране.


Блокпост


— На внутренние войска возложена отработка действий при нападении условного противника на блокпост или, правильнее сказать, на контрольно–пропускной пункт, — уточняет начальник управления боевой подготовки полковник Сергей Калаганов. — Предназначение блокпоста — организация пропускного режима в районе чрезвычайного положения либо при вооруженных конфликтах.


Название говорит само за себя. Блокпост — блокирующий пост, а блокируется почти всегда некая транспортная артерия, и противник лишается возможности получить помощь.


Над созданием учебного блокпоста неделю трудился взвод военнослужащих. Массивные бетонные плиты расставлены так, что объехать их можно лишь на маленькой скорости, вся площадь огорожена колючей проволокой. Еще один элемент круговой обороны — полутораметровой глубины траншея по периметру всей территории.


Солдаты действуют в группах по пять человек, и каждый выполняет свою задачу. Одни досматривают людей и транспорт, чтобы не допустить попадания в охраняемую зону оружия, наркотиков, взрывчатки. Другие — огневая группа — дежурят в бронетранспортерах, готовые в любую минуту отразить нападение.


— Такой блокпост, пожалуй, идеальный вариант, — говорит преподаватель кафедры тактической подготовки факультета внутренних войск Дмитрий Якимец. — В жизни все иначе. В Чечне, к примеру, блокпосты «рождались» за полдня из подручных средств. Если не было бетонных плит — расстилали так называемые ежи (специальная лента с шипами), не было ежей — забивали в землю деревянные столбы и т.д. В Абхазии, когда приходилось создавать блокпосты в городских условиях, ясное дело, окопы среди асфальта никто не рыл. Все тот же чеченский опыт, когда на блокпосты нападали достаточно большие вооруженные бандформирования и уничтожали всё и всех, научил, что без бронетехники — никуда.


Если в горной местности снайпер старается занять самую высокую точку, то среди белорусских болот, полей и рек, когда опасность скорее можно ожидать из леса, чем с поля, снайпер занимает ту позицию, с которой потенциально опасный участок виден как на ладони.


Реальный вымысел


— По сценарию нынешних учений попытка террористов миновать КПП с припрятанным в автомобиле оружием потерпела крах, — рассказывает Дмитрий Геннадьевич. — Нарушителей обыскали на специальной площадке для досмотра, их передали в руки группы конвоирования. Затем их везут в фильтрационный пункт, где предстоит уточнить, кто они и откуда.


Как в реальности, так и на учениях злоумышленники редко действуют в одиночку. Так что появление возле блокпоста грузовика с вооруженными преступниками не стало неожиданностью. Проигнорировав требования сотрудников милиции, машина не остановилась, бандиты начали стрелять, и блокпост понес первые потери. А через считанные секунды, выполняя команду «К бою!», личный состав открыл ответный огонь.


Грохот. Взрывы. Огонь. К грузовику, минуя клубы черного дыма, бежит группа захвата. С ними собака. Ребята движутся короткими перебежками по парам: одни бегут, другие прикрывают, потом наоборот. В любое мгновение, если враг уцелел, бойцы готовы открыть ответный огонь. Так и вышло. Один из преступников, выскочив из горящего грузовика, притворился погибшим, а позже, пытаясь скрыться, начал отстреливаться. Но побег не удался. Очень скоро бандит испытал на себе, что такое хватка боевого пса. Кстати, животное во многих ситуациях незаменимо, в отличие от человека собаке, например, незнакомо инстинктивное чувство страха перед летящей пулей.


Вот он, тот самый предсказуемый финал учений: блокпост внутренних войск выстоял, жертвы минимальные, противник уничтожен. Люди военные знают, что в настоящем бою случается всякое. Единственная ошибка одного солдата может стоить жизни целому взводу. В Чечне был случай, когда солдат, выйдя к шлагбауму, чтобы отдать приказ приглушить двигатель, оказался в заложниках. Отступая, бандиты прикрывались им, как живым щитом, у него же потом выпытывали подробности устройства блокпоста.


А учения для того и предназначены, чтобы набираться ума на чужих ошибках и не допускать своих.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter