"Дорожная карта" для неплатежеспособных предприятий

Остаться на плаву

До конца года для каждого неплатежеспособного сельхозпредприятия должна быть разработана "дорожная карта"
Выздороветь или исчезнуть с экономической карты? Возможностей для выбора у неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий осталось немного. Еще меньше времени для определения их дальнейшего маршрута по жизни. До конца года для каждого проблемного хозяйства из 425 имеющихся должна быть разработана «дорожная карта». На этом недавно заострил внимание Премьер–министр Андрей Кобяков.


Напомним, чуть более месяца назад Правительство утвердило два «именных» списка. В одном из них — сельскохозяйственные организации, у которых есть все шансы выйти из финансового тупика при грамотном подходе руководства и местных властей. Таковых 323. У них есть и добротная материальная база, и квалифицированные работники, и перспективный бизнес–план. Как и свои причины экономической несостоятельности. Просчеты в технологии, проблемы с дисциплиной труда, где–то подвел бездарный менеджмент. Их ждет досудебное оздоровление. К каждому предприятию — строго индивидуальный подход. Весомая поддержка четко прописана в президентском Указе № 253. В первую очередь это рассрочки погашения задолженностей: пятилетняя — по штрафам и пеням за нарушение сроков платежей в Фонд социальной защиты населения, трехлетние — по возврату бюджетных ссуд, займов и процентов по ним, а также долгов по уплате налогов, сборов и пеней. До конца 2018 года хозяйства будут погашать долги за газ, электричество и тепло. Деньги, которые в результате появятся в кошельке, пойдут на пополнение «оборотки». И это не единственная мера, способная подсластить горькую участь попавшего в финансовую петлю хозяйства. Многое зависит и от возможности руководителя договариваться с другими кредиторами. По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, предприятие вправе сегодня обратиться к контрагенту, чтобы до 5 лет рассрочить свою задолженность. И хотя совсем не обязательно, что тот пойдет навстречу, но вероятность мирового соглашения существует. Как и возможность на сумму задолженности передать кредитору акции сельхозпредприятия.

Сложнее с хозяйствами из второго списка, утвержденного Правительством. В нем — самые что ни на есть аутсайдеры аграрного производства. Таковых в перечне 102. Это кандидаты на банкротство. Те, у которых потенциальная возможность погасить долги даже не просматривается. Внятного бизнес–плана они, как правило, не имеют. Однако при всей грозности слова «банкротство» оно не всегда означает конец предприятия. Не секрет, что на селе СПК — основной работодатель. И в случае его ликвидации куда идти десяткам работников? Вот, к примеру, совсем не худший по производственным показателям в аграрном производстве Пинский район. Но и тут дамоклов меч банкротства завис над 5 сельскохозяйственными предприятиями. Экономическим судом Брестской области возбуждены дела об экономической несостоятельности в их отношении. В конце этой недели суд, возможно, вынесет решение об их судьбе. Председатель Пинского райисполкома Валерий Ребковец рассчитывает на дальнейшую жизнь хозяйств: «Речь не о ликвидации, а о санации. Задача — приостановить требования кредиторов и дать возможность хозяйству начать работу с чистого листа: укрепить производственный потенциал, нарастить объемы продукции, возможно, привлечь инвестиции со стороны. Хозяйство будет производить продукцию, а у людей будет работа».

Впрочем, такой подход к упавшим на дно хозяйствам не только в Пинске. Закрытие любого предприятия в глубинке, где выбор для трудоустройства и так невелик, для местной власти всегда головная боль. Стоило только экономическому суду Витебской области вынести решение о ликвидации ОАО «Городокский райагропромснаб», местный райисполком тут же встал на его защиту, подав апелляционную жалобу. Была назначена экономическая экспертиза для решения вопроса о возможности восстановления платежеспособности предприятия. Так и у предприятия, и у полторы сотни работников появился еще один шанс. Сумеют ли они им воспользоваться — другой вопрос...

Над ним, кстати, стоит задуматься и всем 102 хозяйствам из правительственного списка. Похоже, что такой же шанс получат к концу года большинство из них. В Минсельхозпроде, как и на местах, больше склоняются к санации аутсайдеров с применением общепринятых в мировой практике способов: акционирования долгов, замещения активов и т.д. Главное, чтобы к весне в этих хозяйствах не встал ребром вопрос, где взять деньги на посевную. Отвечать на него в любом случае придется им самим. Иначе какой тогда смысл в финансовом оздоровлении?

sob@sb.by

Советская Белоруссия № 235 (25117). Среда, 7 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter