Как на Столинщине накрывают колядный стол

Остатки кутьи курам, а сено со стола коровам

Столинская долгожительница Вера Константиновна Сергуц рассказала, как в ее семье накрывали праздничный стол

88-летнюю Веру СЕРГУЦ из столинского агрогородка Бережное можно назвать хранительницей семейных традиций. Каждый год 6 января она накрывает постный колядный стол. За ним собирается большая семья, при этом обязательно ставят один свободный стул и прибор. Случайного гостя, который заглядывал в хату, принимали радушно, как самого близкого, дорогого человека. По другой версии, незанятым место за колядным столом оставляли для усопших родственников, чтобы разделить светлый праздник с ними.


СВЯТОЙ вечере предшествует шестинедельный пост. Считалось, что 6 января до первой звезды вовсе ничего нельзя есть. К вечере семья готовилась тщательно, соблюдая все тонкости. Члены семьи откладывали дела в сторонку, поездки переносили на потом, стараясь провести этот вечер без лишней суеты и в кругу близких.

На столе по традиции должно быть от 7 до 12 постных блюд — все зависело от достатка семьи. Почему 12? Одни говорят, по числу апостолов, которые участвовали в Тайной вечере, другие — по числу месяцев в году. Несмотря на последний день поста, стол хоть и был скоромным, но изобильным. Вера Константиновна всегда на колядный стол несет разносолы: огурцы, помидоры, квашеную капусту, маринованные грибы и другие заготовки. А еще варит красный борщ с грибами, печет постные пончики на дрожжах. На постном столе всегда есть домашний красный клюквенный кисель — символ уничтожения греха кровью Христа. Кисель готовят из сушеных ягод на крахмале. К слову, крахмал в былые времена тоже «производили» сами — чистили ведро картошки, натирали ее, процеживали крахмал и сушили. К колядному столу жарили рыбу, но все же королевой рождественских яств во все времена считалась кутья. Это главное блюдо ставили на стол первым!

Кутью могли готовить как соленую, так и сладкую, в качестве десерта. Вера Константиновна говорит, что каша символизирует изобилие, в котором жили Адам и Ева в райском саду. Это обрядовое блюдо готовили из риса, ячменя, пшеницы, но все же чаще варили самую доступную для крестьян перловку. Сельчанка готовит ее «голодную» — слегка подсолит, но без всяких добавок в виде сливочного масла, сливок или молока. А к кутье подает перетертый с сахаром мак — настоящее объедение!

Кстати, мак на столе символизирует достаток и плодовитость. Сегодня в кутью кладут сухофрукты, орехи, цукаты, подслащивают медом. Готовилась кутья от начала и до конца одной хозяйкой, обычно самой старшей — свекровью, невесткой или замужней дочерью. Пробовать во время приготовления строго запрещалось. Кутья должна была выйти густой и клейкой. Это означало, что в следующем году семья будет дружной и никто не умрет.

Стол Константиновна обычно накрывает полотняной скатертью, которую ткала еще ее покойная свекровь. А под скатертью обязательно должно лежать сено. Оно символизирует ясли, куда Пресвятая Богородица положила новорожденного Богомладенца Христа. Под сено могли положить деньги, чтобы они водились в доме весь год. А под колядный стол ставили семена, чтобы дождаться в будущем году хорошего урожая. 

ЗА святой вечерей собиралась вся семья, первым после молитвы вслух садился глава семьи. По левую руку от хозяина — мужская половина семьи, по правую — жена и дочери с невестками. Зажигали свечу из церкви и приступали к еде только с первой звездой на небе. Пока взрослые суетились у стола, именно дети ждали ее появления у окна.

— Постный ужин накануне великого православного праздника — это духовное примирение между Богом и человеком, а также между всеми членами семьи. Считалось большим грехом садиться за стол в ссорах и недопонимании. Так же, как и встречать этот вечер вдали от дома, — повествует Вера Константиновна. — Колядный стол всегда оставляли переночевать. Считалось, что ночью потчуются едой умершие родственники, чьи души приходят в дом.

В этот же вечер после появления первой звезды на небе по дворам ходили колядовщики. Это сейчас, говорит Вера Сергуц, дают деньги, а раньше за колядки благодарили кто чем богат — салом, яйцами, колбасой. Коль хозяева были скупы, могли калитку снять и отнести на другой край деревни.

Сено на колядном столе лежало три дня, потом его отдавали коровам, чтобы молока в году наступившем давали больше. Остатки кутьи несли курам, чтобы неслись хорошо. Кстати, домочадцы на обрядовом столе гадали: вытянут две травинки из-под скатерти и подбрасывают. Если упадут травинки вместе — семья проживет год дружно. Распадутся в разные стороны — будут болезни и недоразумения.

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter