Сейчас для транзитных перевозчиков предусмотрено 54 остановочных пункта.
Новые правила игры
Перевозчики — и белорусы, и иностранцы — начали работать по новым правилам с конца марта. Основным документом, где эти правила прописаны, стало постановление Совета Министров № 171. Документ обширный, касается практически всех сфер нашей жизни. Но именно сектору грузоперевозок там уделили особое внимание.
По новым правилам водители, выполняющие транзитные автомобильные перевозки грузов через Беларусь, обязаны проезжать только по определенным республиканским автомобильным дорогам, на которых возможна остановка (стоянка) для отдыха и питания, заправки транспортных средств. Решение об их установлении принято межведомственной рабочей группой. Первоначально в перечне было 43 пункта, но он постоянно корректируется, и добавляются новые стоянки и заправки. Сейчас, в частности, их там 54.
Еще из важного: водители, выполняющие транзитные перевозки, обязаны покинуть территорию Беларуси по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за днем въезда на ее территорию. Правда, есть ситуации, когда разрешается отступить от этого требования. Одна из них — если произошли авария или поломка транспортного средства. Также водитель может задержаться из-за разгрузки, перегрузки груза, замены транспортного средства, если это предусмотрено условиями договора автомобильной перевозки и указано в транспортных документах. Если поездка идет в штатном режиме, то водитель в период остановки (стоянки) обязан не покидать территорию разрешенных мест для стоянки. Больше всего вопросов эта часть постановления вызывает у водителей-белорусов, которые работают на международные компании и транзитом должны ехать по территории своей страны.
Прописан в документе и режим самоизоляции для перевозчиков, но есть особенность: водители после завершения международной перевозки грузов на территории Беларуси, а также водители, замена которых произошла при выполнении транзитной перевозки, обязаны соблюдать требования нахождения в самоизоляции до начала следующей перевозки либо в течение 14 календарных дней. Также для водителей установлена обязанность надевать средства индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки) при выходе из машины.
Есть вопросы
Ограничительные меры действуют уже два месяца, поэтому мы решили узнать, как их оценивают сами водители. За ответами обратились в ассоциацию «БАМАП». Начальник управления экономического развития и информационного обеспечения ассоциации Андрей Трибуш отмечает:
— Предложения, поступающие от руководителей транспортных предприятий, в первую очередь связаны с совершенствованием постановления № 171 и внесением в него изменений. В частности, проблемные вопросы, на которые акцентирует внимание большинство перевозчиков, связаны с невозможностью для белорусского водителя осуществить заезд на территорию своего предприятия или домой. И тем самым сложно выполнить требования ЕСТР (европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки) по еженедельному отдыху при следовании транзитом по территории Беларуси.
Водители в большинстве своем понимают, что меры должны соблюдаться, подчеркивает представитель «БАМАП»:
— Но должен быть взвешенный подход. Ситуация в мире меняется в положительную сторону — многие страны отменяют карантин, вводят некие послабления. У нас в стране, к счастью, тоже ситуация контролируемая. В этой связи у водителей возникают вопросы, почему при следовании груза в Беларусь заехать в населенный пункт и разгрузиться можно, а при перевозке транзитного груза нельзя завернуть даже на транспортную базу предприятия, расположенную в нескольких сотнях метров от разрешенного коридора, чтобы качественно обслужить/отремонтировать автомобиль, пройти там инструктаж. Или, закончив рейс и получив заслуженные выходные, необходимо самоизолироваться на 14 дней, если при этом не испытываешь никаких симптомов.
Кроме того, уточняет Андрей Трибуш, многие водители обращают внимание, что до сих пор не хватает стояночных мест для большегрузов в разрешенных местах, мест для питания и комфортной гигиены (душевые, прачечные), мест для технического обслуживания транспорта. Много жалоб поступает от водителей и в связи со строгим наказанием за санитарные остановки вне согласованных мест. Транспортные компании предлагают увеличить время транзита через страну до 48 часов и снять ограничения по местам стоянок, одновременно повысив контроль масочного режима.
Водители теперь обязаны надевать средства индивидуальной защиты (медицинские маски, перчатки) при выходе из машины.
С учетом применительной практики
В Министерстве транспорта и коммуникаций о желаниях перевозчиков прекрасно осведомлены, отмечает начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта ведомства Сергей Дубина:
— Жалобы в основном связаны с тем, что водители хотели бы съехать с маршрута. Ряд водителей работают в иностранных компаниях, но сами являются белорусами. И хотят при проезде транзитом заскочить домой. Но постановление Совмина распространяется на всех водителей независимо от их гражданства. Будь ты белорус, россиянин или немец — придерживаться правил должны все. Правда, не стоит забывать, что это временная норма, которая была принята для недопущения распространения инфекции по территории страны.
На данный момент в Минтрансе прорабатывают ряд изменений в постановление № 171, рассказывает Сергей Дубина:
— Сразу уточню: сейчас не рассматривается вопрос, чтобы разрешить при транзитных перевозках съезжать с маршрута по желанию перевозчиков (домой или еще куда-то). Что касается предложений включить дополнительные остановочные пункты — этот вопрос мы прорабатываем, анализируем предложения перевозчиков и местных органов власти. Думаю, что в ближайшее время будут добавлены новые остановки. Ситуация внештатная, единовременное правильное решение, которое бы устроило всех, было принять сложно. Поэтому мы и готовы на внесение поправок с учетом применительной практики.
КОМПЕТЕНТНО
Сергей ГЛЕМБОВСКИЙ, заместитель начальника управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции:
— Мы следим, чтобы водители останавливались на предусмотренных для этого стоянках, а также ехали по тем автодорогам, которые предусмотрены постановлением № 171. Работники Транспортной инспекции вручают водителям, которые заезжают на территорию нашей страны из России, требования и карту дорог, по которым разрешен проезд. На границе с Украиной и ЕС аналогичную работу проводят таможенные органы.
По состоянию на 20 мая Транспортной инспекцией выявлено 355 фактов нарушения водителями требований постановления № 171. В отношении 218 водителей начат административный процесс по статье 23.4 КоАП. Из них судами уже привлечено к административной ответственности 124 человека — они получили штрафы, сумма которых составила более 77 000 рублей. Еще по 137 фактам невыполнения водителями требований постановления работниками Транспортной инспекции вызывались сотрудники таможенных органов либо ГАИ на место нарушения, и данными контролирующими органами в отношении виновных лиц применялись санкции. Штраф в этой ситуации может составлять от 2 до 50 базовых величин — от 54 до 1350 рублей.
mich@sb.by