ДЕРЕВНЯ Пузи в километрах пятнадцати от Березы. Сейчас здесь проживает около двух десятков человек, хотя зарегистрировано почти вдвое больше. Сельский магазин здесь когда-то закрыли из-за убыточности. К жителям трижды в неделю приезжает автолавка. Вместе с водителем Березовского райпо Александром ЗУБОМ отправляемся по маршруту Пересудовичи — Высокое — Головицкие — Пузи. Все населенные пункты расположены на территории Стригинского сельсовета. Дорога длинная, и потому Александр Николаевич вместе с продавцом Еленой Наумчик выезжают в рейс ранним утром, а возвращаются в райцентр уже к вечеру.
— БЫСТРЕЕ нельзя, в каждой деревне по нескольку остановок, — поясняет Александр Зуб. — В Пересудовичах, например, открываем автолавку аж восемь раз. На собраниях жители решили, где им удобнее подойти к машине, установили графики, которые стараемся выдерживать. Продукты привозим только свежие, а если нужно, доставляем товар к самой калитке.
В Пузях автомобиль делает четыре остановки. На каждой стоит от двадцати минут до получаса, а потом заезжает на недалекий хутор.
— К автолавке уже привыкли, — говорит староста деревни Михаил Пигас. — В Пузях остались одни старики, которым по 70—80 лет. Каждого второго на зиму забирают дети. Магазин себя не окупил бы, а автомобиль всегда приезжает в строго определенное время. Можно сделать заказы, сдать стеклянную посуду, да и просто собраться у передвижной торговой точки, поговорить, обсудить новости. Словом, нам удобно.
В деревне Головицкие магазин закрыли на зимний период. Правда, сразу же активизировали передвижную торговлю, которая для удобства населения работала и в летнее время. Поэтому остановок у автолавки стало больше.
На своем пути она не обходит стороной ни одну деревеньку, где нет магазина, ни один хутор. Даже в агрогородок Пески, где стационарных торговых точек хватает, заезжает райповская машина. Она притормаживает на отдаленных улочках, и их жители очень довольны.
ВСЕГО в Березовском районе работают четыре автолавки. Маршрут каждой разработан с учетом пожеланий местных жителей. В зависимости от численности населения, разбросанности деревень один автомобиль может обслуживать от четырех до десяти населенных пунктов. Такая форма работы целиком оправдывает себя. Все малонаселенные деревни, и не только, охвачены передвижной торговлей.
Недавно, проводя прием граждан в Лунинецком районе, председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис отметил, что потребкооперация области несет немалую социальную нагрузку:
— Не каждый частник, не каждая торговая сеть изъявляют желание обслуживать населенные пункты с малым количеством жителей. Конечно, работать себе в убыток никто не должен. Поэтому необходимо задействовать все имеющиеся резервы — торговую базу, закупку продукции, взаимодействие с населением, чтобы развивать торговлю на селе.
С этой задачей работники сельских прилавков Брестчины справляются.
kurec.a@mail.ru
Фото автора