Какие платежные новинки внедряются в стране

Остановка в один клик

Привычная пластиковая карточка сегодня может заменить сотни талонов и жетонов на метро. За удобством скрывается сложный процесс — автоматизированная система оплаты и контроля проезда. Как она разрабатывалась и что в перспективе?

Ноу-хау в регионы


— Новые способы оплаты — это быстро и удобно, — уверяет минчанин Алексей Григоренко. — Не нужно ломиться в окошко к водителю и отвлекать его от дороги или стоять в очереди и покупать талончик в ларьке. Да и мелочь для покупки билета в автобусе не всегда найдешь, а с крупных купюр порой нет сдачи, талоны могут просто закончиться. Сейчас можно расплатиться в два клика любым удобным способом: картой, смартфоном, умными часами. А главное, стоимость такая же, как и при покупке бумажного билета.

Насколько удобно оплачивать проезд телефоном, уже оценили также в Борисове, Гомеле, Витебске, Могилеве, Барановичах, Пинске, Гродно, Лиде, Кобрине и других городах. В первый день августа инновационная технология появилась в Воложине. Схема простая. На смартфон скачивается бесплатное приложение «Оплати™», его можно найти и в App Store, и в Play Market. Без процентов и комиссий пополняется электронный кошелек с карточки любого банка. В приложении нажимаем на иконку сканера QR-кодов и наводим камеру на значок. Тянуться или специально пробираться сквозь переполненный салон к ближайшей наклейке не надо: приложение хорошо распознает картинку на расстоянии до двух метров. Выбираем билет на одну поездку или проездной. Нажимаем «оплатить». Готово! Схитрить и воспользоваться таким талоном несколько раз не получится. Достаточно навести камеру смартфона с открытым сканером на наклейку с QR-кодом контролера или кондуктора, и на экране высветится проездной документ.

 Ежедневно через сервис «Оплати™» приобретается более 15 тысяч билетов. Разработчики подтверждают: новая технология удобна и для транспортных организаций. С одной стороны, она не требует дорогостоящих технических приспособлений. С другой — дает возможность лучше узнать предпочтения клиентов и оптимизировать маршруты в соответствии с пассажиропотоком. В ближайшее время инновационная технология оплаты проезда появится в Крупках, Речице и поселке Тимковичи.

В Бресте систему электронной покупки разовых проездных билетов внедрили два года назад. Вначале услуга была доступна пассажирам на двух автобусных маршрутах, потом распространилась и на другие, в том числе троллейбусные. Сервис работает через мобильное приложение TIX, которое нужно установить на смартфон, сделав привязку к банковской карте. Как отмечают на предприятии «Брестгортранс», в 2018 году по QR-коду продали более 5 тысяч электронных билетов, а в 2019-м с помощью мобильного приложения реализовали свыше 150 тысяч виртуальных талонов. 

При внедрении даже самой удобной разработки всегда найдутся потребители, которым непросто отказываться от привычного. Эксперты утверждают, что переход к инновациям должен быть постепенным. Также одна из ключевых проблем сегодня — транспорт не оснащен автоматизированной системой оплаты и контроля проезда. Встречаются технические недоработки, связанные с прохождением транзакций. Порой валидаторы не реагировали на карту, принимая ее за пустой кусок пластика, или деньги списывались несколько раз. Разработчики стараются быстро устранять неполадки. 

С талоном в смартфоне

В начале мая новый сервис TIX запустили в столице. Сначала на автобусах номера 1 и 100. В конце июля онлайн-оплату внедрили на трамвайных маршрутах. Система «Оплати™» появилась на всех троллейбусах с увеличенным автономным ходом и всех электробусах. А в сентябре умные технологии станут доступны на всем общественном транспорте Минска. 

— Мы видим, что современные способы оплаты проезда востребованы у горожан, — говорит пресс-секретарь «Минсктранса» Елена Громыко. — Вопрос лишь в том, кому из пассажиров какая система удобнее. Поэтому дадим людям выбор: доступны будут две системы оплаты с помощью мобильных приложений. 

Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в столице началась в 2011 году. Были созданы специальная инфраструктура, программное обеспечение процессингово-эмиссионного центра, закуплены аппаратно-программный комплекс для оснащения подвижного состава, технические средства для контрольно-ревизорской службы, бесконтактные смарт-карты.



Посмотри и проходи

Возможность заплатить бесконтактной картой в столичной подземке появилась в июне 2018-го. В прошлом году пластиком и мобильными устройствами минчане и гости столицы воспользовались почти 20 миллионов раз. Месяц назад в метро запустили более усовершенствованный проект — оплату проезда с помощью системы распознавания лиц. Камера смартфона создает слепок лица. Этот цифровой образ сохраняется на сервере без самой фотографии. При прохождении через турникет биометрический терминал сканирует пассажира и ищет соответствие в базе данных. Система проверяет от 75 до 125 точек на лице, чтобы построить цифровое «зеркало». Плохое освещение, частичное перекрытие лица очками или медицинской маской не помеха. Биометрический терминал от Беларусбанка установлен на станции метро «Площадь Ленина». Пока система работает в тестовом режиме для сотрудников банка и метрополитена. Разработчики отмечают, что новый сервис «Смотри и проходи» вскоре появится на всех станциях метро.

Интересный факт: Минск стал третьим городом после Лондона и Ванкувера, внедрившим оплату банковской картой и другими мобильными устройствами на всех станциях подземки. 

В наземном транспорте насущной проблемой стала борьба с безбилетниками. В прошлом году только в столице за неуплату проезда оштрафовали 140 тысяч человек. Может ли ИT-сфера уменьшить количество неплательщиков?

По мнению инженера-программиста Александра Шаробайки, теперь у зайцев меньше способов для отмазки, мол, не было мелочи для талона или они закончились. Большую роль в борьбе с безбилетниками сыграло увеличение режима работы контролеров с шести утра до часа ночи. Но в то же время людей нужно не только проверять, но и создавать для них благоприятные условия. Например, расширять линейку тарифов, дифференцированных по времени. 

Система оплаты в стране совершенствуется. Но порой обычный талончик купить бывает не так уж и просто. Киоски, где продают проездные билеты, есть далеко не на каждой остановке. У водителя иногда не оказывается сдачи с крупных купюр, а оплата картой у него не предусмотрена. В «Минсктрансе» уверяют, в скором времени пассажирам предоставят удаленный способ пополнения проездных — через систему ЕРИП. 

БУМАГА ПРОТИВ ЦИФРЫ

Почему стоит заменить бумажный талон на виртуальный?

• Безопасность (особенно актуально в период пандемии) — вы покупаете билет через ваш смартфон, так минимизируются контакты.

• Скорость — достаточно навести сканер в приложении на своем мобильном устройстве на ближайший QR-код в салоне автобуса и оплатить. Работает до двух метров и даже под углом.

• Экологичность — не нужно тратить бумагу на билеты.

• Билет невозможно потерять — он находится в вашем смартфоне в мобильном приложении. А если гаджет разрядится, контролер введет четыре последние цифры вашего номера телефона себе в приложение и проверит ваш билет.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Владимир ШЛАПАК