Остановка - у каждого столба, или как я был чистильщиком

Не только собаки останавливаются возле каждого столба.
Не только собаки останавливаются возле каждого столба. Делают это еще нелегальные расклейщики объявлений. А вслед за ними - те, кто эти объявления срывает, чтобы город был чистым. Я проработал один день вместе со специальной бригадой филиала ремонтно-строительного управления "Минсктранс". Их называют просто - чистильщики.

Недолгие сборы

Рабочий день начался с небольшого скандала. Чистильщики подняли шум из-за ведомостей: кому-то не учли всех очищенных вчера столбов. Работа-то у них сдельная. За каждый столб дают 106 рублей, сколько очистил - столько и получаешь. Проблема лишь в том, что проконтролировать работу почти невозможно: почищенные вчера опоры уже на следующий день снова оказываются зашлепанными объявлениями. Подсчитывают объемы на глазок, исходя из того, что чистильщик может обработать за день от 70 до 100 столбов.

Через минуту добавилась новая проблема. К моему приезду бригаду хотели одеть в спецодежду. Что тут началось... "Не хватало еще, - кричала звеньевая, - чтобы я, как пугало, в этом во всем красовалась. Нам же по центральным улицам ходить, среди нормального народа!" С боем они отбились и от защитных очков, которые пыталось вручить начальство. Надо сказать, одежда - защитная спецовка, кирзовые сапоги - для выхода в город действительно не слишком подходит, поэтому в скором времени руководство планирует облачить работников бригады в обновки - красивые и удобные.

А потом пропал один из нашей бригады - Витя. Оказалось, что нарколог заподозрила повышенное количество паров алкоголя в его дыхательных путях. А потому Витю чуть не отправили домой. "Раньше нас на глаз проверяли каждое утро, - объясняют ребята. - Теперь - только с трубочкой. А мало ли что там этот аппарат покажет?" Витю к работе все же допустили.

В бригаде по штату 6 человек, работают все обычно парами. Зарплата раньше была выше - тысяч по 220 в месяц. Теперь - не больше 180. "Единственный плюс нашей профессии - проезд бесплатный по городу", - говорят они. Звеньевая Света подалась в чистильщики, когда развелась с мужем и осталась с 5-летним сыном на руках. Зина - бывший водитель троллейбуса. Стало садиться зрение, очередную медкомиссию она не прошла... Витя раньше был "контактником" - ремонтировал электрические провода на столбах. Но по состоянию здоровья на высоте ему работать запретили - теперь вот отмывает эти самые столбы. Своего занятия чистильщики несколько стесняются, потому и фамилии в материале просили не называть.

За работу!

Мы отправляемся на маршрут. "Немига - Городской Вал - Романовская Слобода - Янки Купалы - Богдановича - Веры Хоружей - бульвар Шевченко - Каховская - Карастояновой", - наизусть выпалила Света. Районы каждый день меняются, но центральным улицам внимания всегда больше.

Первым делом выяснилось, что ко всем столбам без разбору бросаться не надо. "Куда?! - остановила Зина мой искренний порыв к первой же опоре, заляпанной объявлениями. - Наверх смотри. Если столб с проводами, значит, наш, если нет - Мингорсвета. Чего зря стараться?" За чистильщиками РСУ закреплены только "свои" столбы. Их и так много: больше 17 тысяч. Если очищать все подряд, то к каждой опоре работники бригады смогут подойти лишь 8 раз за год. Словом, красота остальных пусть уж будет на совести других коммунальных предприятий.

Объявления сдирать нелегко, клеят их в основном ПВА или обойным клейстером (такое впечатление, что на века), обрывки летят во все стороны. Хорошо, когда приклеено скотчем. Дернул - и все дела. "Если можно, так и напиши: уважаемые, используйте скотч!" - шутят чистильщики. Хуже всего, когда объявление клеят на свежеокрашенный столб. Тогда отодрать его можно только с краской.

Некоторые бумажки оторвать практически невозможно. "И где они только, черти, такой клей берут?! - вздыхает Витя. - Пусть бы промышленность внимание на него обратила. А то вон месяц назад ботинки купил - уже каши просят". Кстати, обувь для чистильщиков - самый больной вопрос. Сколько стаптывают каблуков, снашивают носков и колготок, не сосчитать.

Об орудиях труда, которыми пользуются в бригаде, стоит сказать особо. Вооружены бойцы чистоты железными скребками - маленькими шпателями с оранжевыми ручками. Правда, лезвия от такой работы часто ломаются, да и не очень удобно ими пользоваться. Так что у многих чистильщиков с собой еще и самодельные орудия труда. Зине, например, спецорудие сделал сын - железный прут с приваренным лезвием, ручка из синей пластмассы. Не так-то просто сломать! Все Зинины коллеги просто иззавидовались.

Раньше у чистильщиков были длинные, по полметра, скребки - чтобы доставать до самых "высоких" объявлений. Уж и было с ними хлопот! "В метро с такими пиками не пускали, - рассказывает Зина. - Еще убьете кого-нибудь случайно, говорили. А однажды к нашему парню милиционеры на улице подходят: "Отдавай холодное оружие". Насилу объяснили, что к чему".

Теперь другая беда: не до всех объявлений дотянешься. Некоторые на трехметровой высоте приклеены. Как это делается, чистильщики видели не раз: "Подъезжают двое мальцов на велосипеде. Один на сиденье становится, другой карабкается ему на плечи и - пожалуйста!" А бригада мечтает о машине с подъемником...

Конфликты и борьба

Конфликтов у них на работе хватает. Само собой, дворники ими недовольны. Выходят те на работу в 6 утра и старательно подметают улицы. А следом - в полдевятого-девять - чистильщики являются... "Мы, конечно, стараемся мусор в урны сбрасывать, - оправдывается Зина. - Но не всегда удается. Кусочки бумаги рассыпаются у столбов веером, а если еще и ветер, то несет их по всему тротуару. В общем, как дворников видим, так поскорее убегаем от греха подальше. Иначе скандал обеспечен".

Много недовольных и среди прохожих. "На нас косятся, как на каких-то убогих, - негодуют чистильщики. - Кричать начинают: мол, чем вам объявления мешают? Пока троллейбуса ждешь, так хоть почитаешь что-нибудь". А как-то гражданин даже нож против одного из членов бригады достал: вали отсюда, пока цел, не мешай "объявы" просматривать.

И, само собой, бывают стычки с расклейщиками. "Недавно, например, солидного вида мужчина шлепал объявления, - рассказывает Зина. - Ляпал и ляпал - сумка огромная у него на плече была с этими бумажками. Мы к нему. Он нас послал подальше. Тут Света его же объявление, еще мокрое от клея, со столба - хлоп! - сзади на плащ! Что тут началось! Крыл семиэтажным... Потом по мобильному кому-то доложил: меня, мол, прогоняют".

Борются с расклейщиками и другими способами. Как-то, например, решили провести эксперимент: на Немиге от моста в сторону торгового дома 6 столбов покрыли антиклеевым лаком. Но единственное преимущество, которого таким образом добились, - объявления чуть легче стали сниматься. Поэтому от лака решили отказаться - дороговато.

А однажды попробовали клин клином вышибить. Заказали в типографии большие плакаты - броские, красно-зеленые, с надписью: "Граждане! На столбах клеить воспрещается". Отпечатали 1.500 экземпляров и развесили на опорах по всему городу. Сказать, что не подействовало - ничего не сказать. Все эти плакаты назавтра же с остервенением были поверху залеплены "АОНами" и "жиросжигателями". "Мы им, наверное, только задачу облегчили, - говорит Зина. - На бумаге ведь лучше клеится!"

Тогда в ход пустили "тяжелую артиллерию". Каждое объявление, которое отдирали от столбов, не просто выбрасывали в мусорку, а делали пометку: на какой улице, у какого дома сорвано, телефон какой фирмы указан, а потом эти данные отправляли в милицию и администрации районов. Теперь эту затею бросили. Хотя и приходили ответы о принятых мерах, эффективность такого способа борьбы признали слишком низкой.

В общем, как клеили объявления, так и клеят. А чистильщики их изо дня в день соответственно сдирают.

Деньги на... столб

Возвратившись со смены в 17.00, уставший и весь в пыли, я пришел к начальнику чистильщиков - главному инженеру РСУ "Минсктранс" Петру Прудникову.

- Петр Кимович, так никакого спасения от расклейщиков нет?

- Есть. Но для этого нужно внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Сейчас по статье 143 штраф в размере до 1 базовой величины (около 18 тысяч рублей) предусмотрен только за вывешивание объявлений на столбах, заборах, зданиях и в других специально не предусмотренных для этого местах. Но ведь поди поймай за руку того, кто их вывешивает! А вот если записать, что основанием для составления административного протокола могут служить телефон и адрес организации, указанные в объявлении, - другое будет дело. Мы получим возможность штрафовать самих нерадивых рекламодателей, которые нанимают расклейщиков. Может, тогда и проблема решится.

Пока же бюджет города несет расходы. С учетом всех "накруток" каждый очищенный столб обходится Минску в 211 рублей. Только за февраль этого года на столбы потрачено 1 миллион 720 тысяч рублей. Сами чистильщики тоже понимают, что дело, которым они занимаются ежедневно, в общем-то несколько бессмысленно. Нет, очищать город от объявлений, конечно, нужно. Но хорошо бы видеть, что твоя работа дает ощутимый результат и что нелегальных расклейщиков становится меньше. Но... снова выходят на улицу люди. Одни - клеят. Другие - отдирают. И опять клеят. И опять отдирают. И так без конца. Романтика...

Кстати

Самые "заклеенные", по мнению чистильщиков, улицы Минска - Сурганова, Богдановича, Немига, Московская, Казинца, Партизанский проспект, улицы Пушкина и Притыцкого, весь район Юго-Запад.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter