Почему автобусы и маршрутки, нарушая правила дорожной безопасности, иногда подбирают пассажиров в случайном месте?

Остановка против требований

Семь человек, проигнорировавших пешеходные переходы, погибли в Витебской области с начала года. Еще 12 – ранены. В каждом случае свои обстоятельства. Тревожно, что сегодня есть факты так называемого вынужденного нарушения правил дорожной безопасности. В том числе и автоперевозчиками, которые, останавливаясь в неустановленных местах, не только рискуют своими жизнями, но и жизнями пассажиров. Почему так происходит? В ситуации разбиралась корреспондент «Р».

На стихийной остановке в оршанской деревне Дачная: до беды рукой подать.

Рискованные  маршруты

…Маленькая автостанция в поселке Боровка, что в двух десятках километров от Лепеля. Транзитная остановка, на которой ежедневно останавливаются десятки автобусов и маршруток. Помню, как года три-четыре назад едва не отстала от автобуса, пытаясь уехать на Витебск: дисциплинированно отправилась на оборудованную остановку, которая находится на противоположной от станции стороне, метрах в 100—150, а то и дальше от автобусной кассы. Прогадала. Оказывается, все перевозчики, следующие в сторону областного центра, останавливаются аккурат напротив автостанции. Так удобнее. Посадка пассажиров – здесь же, в нескольких десятках метров от хорошо оборудованного пешеходного перехода. Естественно, времени на долгие путешествия нет. А потому и водители, и пассажиры перебегают оживленную трассу напрямик. Ежеминутно рискуя попасть под большегрузные фуры, которые здесь движутся практически беспрерывно.

Сейчас мне даже интересно: неужели за прошедшие годы тут ничего не поменялось? Неужели никому не пришло в голову как-то сместить акценты – или неофициальную остановку передвинуть ближе к зебре, или зебру – к ней? Да и неофициальную давно пора было бы сделать официальной. Понятно же, что такая, явно ошибочная «расстановка сил» никого устраивать не может.

Увы. Кассир загорает на скамеечке у маленькой автостанции. Спрашивает: вы на Витебск? Называет сумму и протягивает руку за денежкой. Отдаю 6 рублей. Смотрю выжидательно: где билет? Дама успокаивает: я, оказывается, поеду без официального проездного документа, в этом нет ничего страшного. Водителя она предупредит, на случай проверки он всю ответственность берет на себя. Очень интересно… С изумлением наблюдаю, что будет дальше. Я не единственный пассажир, и в определенный момент загорающая под солнышком кассирша дает команду: пора переходить на другую сторону. Выждав небольшую паузу в движении, перебегаем на другую сторону. Микроавтобус мягко тормозит аккурат напротив автостанции. Водитель тоже нарушает правила, переходя дорогу в неустановленном месте. Через пару минут возвращается обратно, засовывая купюры в карман. Все. Сделка состоялась. Зайцы (и я, признаюсь, в их числе) едут по маршруту. Мысленно подвожу итог: получается, что буквально за пять минут я стала свидетелем и участником сразу нескольких серьезных «проколов»: нарушение пассажирами и водителем правил дорожного движения в виде перехода дороги в неустановленном месте, остановка микроавтобуса в необорудованном месте, невыдача проездного билета кассиром, перевозка пассажиров-безбилетников… Думаю, специалисты этот перечень, исходя из рассказанного мной, могут еще продолжить.

Воз  и  ныне  там

Скажете, рядовой случай? Вовсе нет. Один факт – случайность, два – уже система. Я вспоминаю свою командировку по критическому письму в пригородную оршанскую деревушку. Оживленное движение на центральной улице, отсутствие тротуаров и остановка общественного транспорта в необорудованном месте.

Я засняла на фото посадку пассажиров, происходящую почти посередине дороги. Местные жители утверждали: перевозчики делают так постоянно. Но в качестве резонанса на статью пришел официальный ответ из главного управления жилищно-коммунального хозяйства Витебского облисполкома, где черным по белому написано: «Остановочный пункт оборудован посадочной площадкой, павильоном, скамейкой, урной и находится в удовлетворительном состоянии. Устройство дополнительного остановочного пункта не планируется». За строками этого письма осталось главное: почему при наличии оборудованной остановки автобусы и маршрутки подбирают пассажиров в случайном месте? Что и кого не устраивает в этой ситуации и почему де-факто нарушаются правила дорожной безопасности? Остановок можно и десять построить. Дело не в количестве, а в их использовании по  назначению.

Заместитель генерального директора по перевозкам и идеологической работе ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Залесский знает о проблеме:

– Это не единичный факт, к нам часто поступают обращения граждан с просьбами перенести остановочные павильоны. В каждом таком случае разбираемся детально, ведем переписку с соответствующими ведомствами, стараемся решить вопрос в пользу пассажиров. Например, наш лепельский филиал неоднократно обращался к руководству ДЭУ-37 с просьбой перенести посадочную площадку на уже устоявшееся и удобное для всех место, поближе к автостанции Боровки. Кто и когда оборудовал прежнюю остановку, теперь, по прошествии многих лет, сложно сказать. Но пока проблема не решается. Надеемся, что ситуация будет изменена в ближайшее время. Что касается поведения кассира на автостанции Боровки – обязательно проведем должностную проверку. К сожалению, в нашей работе тоже есть человеческий фактор…

Конечно, одно дело, когда люди просто хотят, чтобы автобус останавливался поближе к их дому или работе, но совсем другое – когда вынужденно и массово нарушаются правила дорожной безопасности. Как в лепельском поселке. Кстати, по информации начальника управления Госавтоинспекции УВД Витебского облисполкома Михаила Дядичкина, с начала года в области из-за пешеходов, перебегающих проезжую часть в неустановленных местах, случилось 18 дорожно-транспортных происшествий. Погибли 7 и травмированы 12 человек – цифры, заставляющие сообща, срочно и качественно искать решение явно застарелых проблем.
Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter