Остановка по требованию

Конституционный суд вынес решение о налогообложении предпринимателей, занимающихся транспортным обслуживанием населения.
Конституционный суд вынес решение о налогообложении предпринимателей, занимающихся транспортным обслуживанием населения. В частности, правительству предложено проанализировать экономическое обоснование фиксированных ставок подоходного налога с индивидуальных перевозчиков, установленных местными Советами депутатов. Налоговым органам, Госавтоинспекции, Госкомитету финансовых расследований и т.д. рекомендовано усилить контроль за данной сферой бизнеса.

А предыстория решения такова. Как в высшую судебную инстанцию страны в Конституционный суд за помощью обратились руководители таксопарков Брестской, Витебской, Гомельской, Могилевской областей и Минска. Давно разрушена прежняя монополия государственных таксомоторов. Частник с автомобилем пришел на этот рынок, захватил его и теперь активно подрывает экономические устои государственных транспортных организаций. Не только в городских перевозках, но и в пригородных, и междугородных.

Постоянно или периодически частным извозом подрабатывают те, кому не хватает на жизнь основной зарплаты. Достаточно до поздней ночи подежурить у железнодорожного вокзала или гостинично-ресторанного комплекса - и приличная сумма будет в кармане, причем без налогов и деклараций. К каждому предприимчивому автолюбителю, время от времени "проявляющемуся" в сфере перевозок пассажиров, контролера не поставишь. И то, что человек с автомобилем ожидает клиента, а не отошедшего в магазин друга, еще нужно доказать.

Если же говорить о тех, кто законопослушно регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя и получает лицензию на перевозки, то и у них есть перспектива неплохо "подняться". Налоги с частных предпринимателей существенно меньше, чем для юридических лиц, тех же таксопарков. Последние наряду с налогами на доходы и прибыль платят налог на добавленную стоимость, земельный, налог на недвижимость и т.д. Плюс содержание штата бухгалтеров и экономистов, которые ведут строгий учет доходов и расходов. А у предпринимателя - фиксированная ставка налога, в 5 - 10 раз меньшая. По расчетам заявителей, налоговые нагрузки на индивидуальных перевозчиков и работников таксомоторных предприятий соотносятся как 2 к 3.

Директора таксопарков, обратившись в Конституционный суд, роптали на то, что легальные и нелегальные частные перевозчики обманывают государство, укрывая реальные доходы, и одновременно создают нездоровую конкуренцию их организациям, предлагая пассажирам более низкие цены. Ставки подоходного налога с индивидуальных перевозчиков резко различаются в зависимости от региона. Например, в Минской области - 3 минимальные заработные платы в месяц, в Брестской - 12 "минималок".

Проанализировав ситуацию, Конституционный суд сделал выводы, например, о том, что таксомоторные парки и индивидуальные перевозчики находятся в разных условиях хозяйствования. Водитель - индивидуальный предприниматель работает на свой страх и риск, самостоятельно производит техобслуживание авто и приобретает горюче-смазочные материалы. Водители таксопарка пользуются полным сервисом автомобиля на предприятии, аппарат управления обеспечивает их работой, к тому же они не несут персональной ответственности, как владельцы источника повышенной опасности. Перечень различий можно продолжать. Гарантия равных прав осуществления хозяйственной деятельности в статье 13 Конституции страны, по мнению Конституционного суда, не исключает необходимости учета объективно неодинаковых условий хозяйствования. Однако различное налогообложение не должно ограничивать добросовестной конкуренции субъектов бизнеса, поскольку это может причинить вред правам и законным интересам граждан - потребителей транспортных услуг.

Посему высшая судебная инстанция страны в решении, адресованном правительству, рекомендовала уточнить фиксированные ставки подоходного налога с учетом сопоставимости налоговой нагрузки индивидуального предпринимателя и работника таксомоторного парка. Рыночная свобода не должна ассоциироваться со вседозволенностью и бесконтрольностью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter