Минск
+12 oC
USD: 2.06
EUR: 2.26

Пешком далеко не уйдешь: как витебские транспортники решают проблемы пригородных перевозок

Остановка по требованию

На «прямой линии» у председателя Витебского облисполкома Николая Шерстнёва прозвучало сразу три жалобы на государственных перевозчиков. Совпадение или система? Чтобы выяснить это, корреспондент «Р» детально изучила ситуацию на месте.

Местные жители жалуются: пешком до первого магазина — около пяти километров.

Ореховский шлях

…Пенсионерка Валентина Шакалова из бывшего поселка Орехово, а ныне — улицы Ореховской, сразу предупредила: ехать к ним нужно утренним рейсом — так больше шансов добраться до места:

— Лет пятнадцать назад деревня Орехово стала городом. И вот уже 8 лет, как к нам торжественно пустили долгожданный городской автобус под номером 44. Даже оборудовали остановочный павильон, вот только постоял он недолго — куда-то перевезли… Все бы ничего, но в последние месяцы расписание так лихорадит, что у нас терпение закончилось. Шесть раз в день — это немного для населенного пункта, где проживают несколько сотен человек, большинство из которых работают в городе. Сейчас рейсы стали отменять все чаще. Было и такое, что за день — ни одного. Добираться в город непросто. Если идти пешком до ближайших маршрутов общественного транспорта или магазина — около 5 километров получится. Представляете, сколько времени нужно потерять? Да что там говорить — приезжайте сами и все увидите.

Водитель Валерий Казанский наплыва пассажиров на маршруте не ждет.

Что ж, сажусь в автобус с отправлением в 9.20. Водитель скромного и явно не предназначенного для городских перевозок пассажиров МАЗа-241 Валерий Казанский, так же как и кондуктор Татьяна Трещинская, настроен пессимистично: большого наплыва пассажиров не ожидают. И вправду, большую часть маршрута проезжаю в салоне в гордом одиночестве. Неудивительно: во-первых, люди уже не ждут «непредсказуемого» транспорта. А во-вторых, впереди вместе с нами почти колесо в колесо идет «гармошка» — автобус № 32. Похожие маршруты расходятся уже на самой окраине города, так что «конкуренция» исчезает лишь недалеко от Орехово. Здесь на одной из остановок к нам подсаживается предусмотрительная пенсионерка. Первым делом, еще не заходя в салон, спрашивает: а хоть один из вечерних рейсов сегодня будет, чтобы с дачи домой вернуться? Увы, транспортники, которые в обед заканчивают свою смену, ничего не могут гарантировать и советуют звонить диспетчеру. Возле магазина на выезде подбираем еще пару пассажиров, которые радуются — повезло, не придется с тяжеленными сумками топать пешком неблизкий путь. В поселке-то никаких торговых точек нет…

А вот и Орехово. Честно говоря, я удивляюсь: как здесь разъезжаются автомашины? Зимой на этой узкой дороге, пожалуй, автобусу даже с прохожими разминуться трудно. Мои предположения оправдываются — впереди неминуемая пробка: навстречу идет грузовик с баллонами газа. Несмотря на то что газовики вплотную прижались к забору, нашему МАЗу все равно не проехать… Оба водителя начинают маневрировать. К счастью, удачно. А на остановке корреспондента уже ждут более десятка жителей. Главный вопрос: когда нормально начнет ходить транспорт? Обеспокоенные сельчане-горожане просят не писать про узкую дорогу: вдруг пассажироперевозки и вовсе прекратятся? Маршрутки сюда не ходят, а на такси не наездишься. Но для молодой мамы с двумя детьми Елены Шурдяковой, если надо в поликлинику, такси — единственный вариант, так как младшей дочурке всего годик.

— Нам обещали когда-то, что дорогу расширят…. Но хоть бы грейдировали — делают это, только если мы жалуемся. Да, разъехаться с большим автобусом бывает сложно, но почему бы сюда не пустить микроавтобус? И остановку, хотя бы конечную, в порядок следует привести — без навеса в дождь и снегопад непросто транспорт ждать, — перечисляют ореховцы свои проблемы.

Так выглядит расписание в Орехово, которое, увы, не соблюдается.

Грани социальной ответственности

Что ж, комфорту такой «городской» жизни не позавидуешь. В похожей ситуации, кстати, оказались и жители окраинного микрорайона Витебска Новый Быт. Быт, быть может, и новый, а вот вопросы старые: их озвучила на «прямой линии» у губернатора Валентина Иванова. Горожанку волнует, что в последние месяцы периодически, а иногда и совсем, пропадает городской автобус под номером 35. Названный маршрут здесь единственный. Так что, прежде чем собираться в путь, «новобытовцы» обязательно связываются с диспетчером. Правда, на окраину иногда заезжают маршрутки. Тем не менее это не решение проблемы — рейсы нерегулярные, салоны могут быть переполнены. Особенно обидно топать около получаса в центр тем, кто заблаговременно успел запастись проездными билетами.

А вот жителям Усвицы, как объяснили в Глыбоченском сельсовете Ушачского района, автобус не очень-то и нужен. В деревне официально прописаны 7 человек, но проживают лишь четверо. До ближайшего поселка Усвея, куда и ходит 3 раза в неделю транспорт, около четырех километров. Пенсионеров часто навещают родственники на машинах, а автобусом изредка пользуются только пару человек приезжих. Председатель сельсовета Виктор Шершнев рассказал: да, раньше автобус продлевал свой маршрут до Усвицы. Но за зиму в эту деревеньку никто ни одного билета не купил. Зато за счет освобождения техники теперь в районе организовали еще один рейс в Глыбочку, где насчитывается около 600 жителей.

На этих улочках трудно разъехаться большой технике.

Что ж, обратимся за комментариями к специалистам. Начальник отдела перевозок ОАО «Витебскоблавтотранс» Александр Букатнев не отрицает: озвученные жителями области проблемы действительно имеют место. Что касается городских маршрутов, в ближайшие дни все они войдут в график. Перебои были связаны с командировками водителей. Волнующие жителей Орехово проблемы с оборудованием остановок также, как обещано, будут взяты на контроль. А вот по Усвице, отмечает Александр Николаевич, все сложнее — для населенных пунктов, где проживает менее 20 человек, социальные стандарты не предусмотрены. Но теперь принято решение на лето по предварительной заявке (условие — не менее 5 пассажиров) дважды в месяц по четвергам заезжать в данную деревеньку.

Бесспорно, не от хорошей жизни государственные перевозчики идут на сокращение рейсов. Ведь по-прежнему социальные (убыточные) маршруты осуществляют не многочисленные коммерсанты, а они. Частные структуры, наоборот, все активнее прибирают к рукам прибыльные направления. Эту
ситуацию сейчас изучают в Комитете государственного контроля Витебской области. Начальник управления областного КГК Вадим Волович сообщил: за последние полтора года в комитет поступило 14 жалоб, касающихся пассажирских перевозок. Темы разнообразные — от нарушения графиков движения пригородных автобусов и усложненной системы покупки билетов до организации сомнительных по своему содержанию «скоростных» маршрутов. Например, между Полоцком и Селявщиной пустили «скоростной» автобус. Для придания ему этого статуса транспортники исключили по пути всего одну остановку (это позволено нынешним законодательством), но зато стоимость проезда получилась почти на рубль больше, чем была бы в обычном пригородном автобусе. Что и вызвало недовольство пассажиров. Вадим Волович подчеркивает важность решения транспортных проблем:

— Сегодня практически все пассажироперевозки, осуществляемые государственными организациями, далеки от самоокупаемости. Но ведь частники в убыток не работают. Значит, нужно искать резервы, менять подходы. У нас была жалоба: сложно добраться из Лепеля в Минск — госперевозчик уменьшил количество рейсов по этому направлению, а частники, наоборот, поставили дело на поток. Думаю, часть социальной нагрузки можно переложить на плечи предпринимателей, обязав их хотя бы частично обслуживать «невыгодные» маршруты. Такое решение будет справедливым.

begunova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...