Как замещают рейсы не выехавших на работу междугородних маршрутчиков

Остановка по требованию (ФОТО)

В последние дни много внимания к себе привлекли маршрутки. В понедельник некоторые водители — организаторы нерегулярных рейсов — не вышли на работу. Свой поступок объяснили просто: новации в законодательстве к ним якобы недружелюбны. Хотя исчерпывающие разъяснения и пассажирам, и перевозчикам в минувшую субботу еще раз дал Минтранс во время «прямой линии». Есть ли тут проблема на самом деле, чего ждать пассажирам на этой неделе и как в регионах реагировали на возникшую ситуацию, разбирались журналисты «Рэспублікі».


Центральный автовокзал в Минске напомнил мне конец 1990-х с вездесущими валютчиками. Только вместо «доллары, евро, российские рубли» теперь мужчины со всех сторон заговорщицки шепчут на ухо прохожим:

— Мир, Кореличи, Новогрудок…

Они хотят конкуренции

«Нерегулярщики», то есть водители маршруток, которые совершали рейсы между городами без участия официальных операторов, все-таки пришли на автовокзал, как и требовал новый закон, причем в буквальном смысле ногами: машины они оставили в квартале-другом от места событий. Желающим воспользоваться их услугами называют время отправления и остановку общественного транспорта, к которой нужно подойти.

— Полоцкое направление, насколько я знаю, сегодня вообще не вышло, — делится с нами информацией индивидуальный предприниматель Андрей. — Многие водители желтые номера такси заменили на обычные, чтобы не привлекать к себе внимания.


Полностью легализовываться, заключать договор с оператором, выходить на тендер для получения маршрута Андрей не собирается, считая это бессмысленным:

— Чтобы выиграть тендер, нужно наличие ремонтной базы, запасного автомобиля, машины не старше 10 лет. У меня только два микроавтобуса. Я, конечно, могу один поставить… Всех клиентов приведу на вокзал, а меня через три месяца отсюда выбросят — и что дальше? Билеты, говорят, можно будет реализовывать только через кассу автовокзала, за это нужно отдать 15% от выручки, а когда они по безналу мне деньги перечислят? Мы так старались для удобства пассажиров — и двери автоматические установили, и Wi-Fi, и телевизоры, сиденья дорогие. Объединились десять предпринимателей, закупили оборудование для онлайн-бронирования, диспетчеров наняли — а теперь все это закопать?


На платформе центрального автовокзала пусто, что, впрочем, и понятно: на улице очень холодно. Заходим в зал ожидания, к билетным кассам, но и там наплыва желающих уехать не наблюдается. Спрашиваем у кассира, изменилось ли расписание пригородных автобусов, возросло ли количество проданных билетов. Со всеми вопросами нас отправляют к начальнику смены. Но высокая дама, которую коллеги называют Алексеевной, от комментариев отказывается, советует обращаться в Минтранс.


Пассажиры по привычке идут к месту, где обычно их ждут микроавтобусы.

— Что же теперь будет? — беспокоится Лариса Гурова из Слуцка. — Я инвалид, на протяжении последних двух лет каждый месяц два раза в неделю езжу в Минск на лечение. На маршрутках мне удобно, хлопцы прямо от подъезда забирают. Как же я, больной пожилой человек, буду теперь по вокзалам бегать?

Здесь же водители собирают подписи под коллективным обращением: в надежде найти компромисс они хотят диалога с профильным министерством.

— Нас уже к нелегалам причислили! — возмущаются в группе «нерегулярщиков», собравшихся возле машин. — Какие мы нелегалы? Все оформлены как индивидуальные предприниматели или юридические лица, платим налоги: новые кассовые аппараты купили, систему контроля кассового оборудования. Власти волнуются за соблюдение скоростного режима, режима труда и отдыха водителей? Ну, пусть нас обяжут GPS-трекеры установить, тахографы, как у дальнобойщиков. Мы готовы! А один государственный оператор — это что за монополия такая?

Путь на вокзал

Свое плечо в понедельник подставили многие региональные госавтоперевозчики. Правда, оказалось, напрасно волновались. Не завела мотор лишь малая часть водителей, занимающихся нерегулярными перевозками. Остальные таки вышли в рейс — не терять же имя, клиентов и деньги.


Утром звоню в диспетчерскую автовокзала Слуцка. На том конце провода взволнованная сотрудница объясняет: два дополнительных автобуса на Минск по 20 мест стоят в резерве. Готовы ехать в любой момент. И отправить еще два, как это бывало раньше, когда еще не было маршруточников, а на выходные студенты ездили домой на побывку. Но пассажиров пока нет. Дело в том, что в рейс не выехали маршрутки лишь одной компании. Конкуренты в воскресенье вечером одумались и вывезли не только своих постоянных клиентов, но и пассажиров коллег.

В Полоцке на утренний рейс в начале 10-го вышли два больших автобуса на 47 мест. В одном выкупили 42 места, в другом — 30. На всякий случай этот маршрут сделали ежедневным. Раньше автобус ездил только с пятницы по понедельник. Правда, отправлять ли и второй автобус в утреннее время, будут решать по ситуации.


Что будет со спросом на дневные билеты 27 и 28 февраля — (дополнительный автобус собирались пустить из Минска), в диспетчерской автовокзала не берутся судить. Тем временем на сайте одного «местного» популярного перевозчика висит объяснение: заказы не принимаются. Если коротко, транспортная инспекция проанализировала работу водителей и через уведомление предложила в обязательном порядке обратиться в исполком для заключения договора на регулярные перевозки. Чтобы «не нарываться», компания решила c 26 февраля взять паузу «до момента определения вида деятельности в соответствии с законом».

В автопарке Жодино, куда относятся перевозки из Смолевичей в Минск и назад, рассказали «Р», что дополнительные автобусы не выводили. Но отправляют в рейс транспорт большей вместительности: не на 22—25 мест, а на 44—47. Они заполняются полностью.


Между тем многие нерегулярные перевозчики, с которыми я пообщалась, всерьез задумались над тем, чтобы перейти на регулярные и законные рельсы. Обращаются за разъяснениями в Минтранс, в исполкомы, идут за советом к коллегам, работающим легально в других регионах.

МНЕНИЕ

Вадим ЖИЛИНСКИЙ, управляющий ЧУП «ГЛЦ»:

— Я четыре года работаю на регулярном маршруте Минск — Плещеницы и могу сказать: все не так сложно, как кажется. Составил расписание — без корректировок со стороны оператора, конечно, не обошлось, но изменения не самые принципиальные. Нанял водителей, выиграл конкурс — и в путь. Когда пришел на маршрут, там работало около полутора десятков ИП. Ценник у них тогда был 4 рубля. Я изначально установил 3,5 рубля. За это время моя стоимость не выросла. Хватает на содержание машин, топливо, зарплату водителям, налоги, рекламу, плату за заезд на вокзал. Никто не говорит об обязательной продаже билетов через кассы. Это право перевозчика, а не обязанность. Если хочешь — придется поделиться 5—15 процентами от каждого билета с оператором. Второй вариант, как у меня, — платить за каждый заезд и на перроне пробивать билеты. Это рубль с каждой машины. В пятницу, субботу и воскресенье сейчас каждое авто привозит 250—300 рублей ежедневно. В будни — 200—250 рублей. В сезон суммы на сто рублей выше. И это не такой лакомый маршрут, как Слуцк или Полоцк. Там пассажиропоток больше, а затрат у нерегулярных перевозчиков меньше. Понятное дело, когда привык к определенной прибыли, не хочется ее терять. Ко мне на работу устроился было один «нерегуляр». Продержался недолго, хотя привозил в день 140 рублей. Сказал, что этого мало. По его понятиям приличный заработок начинается с 200—250 рублей.

Сложилось так, что каждый может купить машину, открыть ИП, взять заказы-наряды (якобы везет людей на экскурсию, свадьбу или корпоратив) и за пять минут перед моим рейсом забрать пассажиров. Я еду полупустым, ведь расписание изменить не могу. А люди не сильно разбираются, что за водитель, прыгают к нему. Рычагов воздействия на ситуацию у меня нет. Доказывать, что «нерегулярный» ИП ездит регулярно, никто не хочет. Но когда приняли обновленный закон об автоперевозках, мы вздохнули с облегчением. Оказалось, рано. Но ведь ездить честно абсолютно реально и прибыльно. Смотрите: рынок открыт для бизнеса. Госавтопарки нам не конкуренты. Я готов брать новые машины, нанимать людей и становиться на новые маршруты. Только наведите порядок на рынке. Пусть все работают в одинаковых условиях. Пока на втором маршруте, в Узде, я несу убытки.

druk@sb.by

nevmer@mail.ru

Маршруткин труд

Против чего протестуют нерегулярные перевозчики?

Кто кому нужнее — пассажиры маршруткам или маршрутки пассажирам? Выходит, что второе. Потому что некоторые водители отказываются работать по закону. И не нашли ничего лучшего, как проигнорировать своих постоянных и любимых клиентов, отказав им вчера в поездке. Делали это и раньше, возя полулегально. Просто «контролеры» на ряд нюансов до поры до времени не обращали внимания. А недавно маршруточники нерегулярных рейсов неожиданно встали в позу: мол, не поедем и все. Какая цель? Да очень простая: накалить общественное мнение, преподнести свои полулегальные услуги как «белые и пушистые», а народное недовольство направить против якобы несправедливого закона. А он-то защищает права пассажиров. Подогрел эмоции и тот факт, что в самом Минтрансе медлили с официальными заявлениями. Хотя аргументы для осаждения пыла были. Но молчание воспринимается как знак согласия. И чревато последствиями.


В субботу, когда ведомство срочно организовало «прямую линию», телефон разрывался от звонков. Большинство из них было от возмущенных граждан, которые не могли уехать из Слуцка, Новополоцка, Узды… «Вы не думаете о людях!», «Вам лишь бы все усложнить!», «Зачем ломать то, что работало?» — это только часть «камней», летевших в адрес замминистра транспорта и коммуникаций Александра Шишко. Он пытался объяснить людям, что все не так страшно, как пишут в «интернетах», просто машруточники манипулируют настроениями масс. Кого-то даже удавалось убедить. Но то лишь капля в море народного негодования.

Спешу успокоить: маршрутки были, есть и будут. Никто ничего не запрещал. Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», на который ссылались некоторые бизнесмены, между прочим, работает уже больше месяца. С 23 января. Приняли его полгода назад и не втихаря — проводились общественные обсуждения, семинары, совещания, встречи по разъяснению его норм. Больше четырех сотен. Да, документ несколько скорректировал правила игры на рынке. В частности, четко разграничил регулярные и нерегулярные перевозки. К последним относятся услуги по доставке организованных групп пассажиров к месту их учебы, работы, на экскурсии, свадьбы, другие мероприятия... А остальные междугородние и пригородные перевозки перешли в разряд регулярных.

Чтобы работать в правовом поле, частнику надо заключить договор с оператором, которого определит исполком. С оператором следует согласовать маршрут, расписание и остановки, официально все оформить и выполнять взятые обязательства. Написал, что в 10 утра едешь — езжай, даже если пришел один человек. Оператор, прежде чем все согласовать, проверяет, кто водитель, как составлен график его работы, прошла ли машина техосмотр... А ведь подобных нарушений транспортная инспекция обнаруживала множество! И это при том, что в поле ее зрения попадает лишь десятая часть перевозчиков.

В Минтрансе заверяют: маршрутка не обязательно должна стартовать с автовокзала. Водители все так же могут развозить пассажиров до привычных остановок. С них же и забирать. Но на автовокзал, диспетчерскую станцию, в автокассу заглянуть придется, чтобы было видно, что водитель вышел на рейс. Его путь будут определять по GPS. Отказываться от своих диспетчеров и сайтов тоже не надо. При желании бизнесмены могут попросить вокзал за процент продавать билеты.

Первые договоры с оператором заключаются на три месяца. За это время изучаются спрос и предложение. Если маршрут востребован, его выставляют на конкурс. Выигрывает тот, кто в сумме назвал лучшие условия. Перевозчик-победитель в свою очередь будет знать, что этот маршрут за ним закреплен на несколько лет. Значит, можно составлять бизнес-план, закупать новые машины. Проколешься — в спину дышат конкуренты. В конечном счете выиграть должен пассажир. Он будет уверен в своей безопасности и в том, что предложенный сервис — лучший. По сути, государство пытается разделить свою ношу с бизнесом. Который, к слову, зазываниями за 10 минут до отправления усугубил положение дел районных автопарков. «Меня это сейчас не интересует. Я переживаю, что могу потерять работу», — восклицала одна из недовольных пассажирок. «А я переживаю, что вы можете потерять жизнь. Хотите, чтобы он вас на одном колесе возил, а я глаза закрывал?» — не выдержал Александр Шишко.

Размышляю: может, действительно жесткие условия загнул регулятор? Но три дозвонившихся на «прямую линию» «регулярных» бизнесмена и один юрист благодарили Минтранс за честный закон.

По сути, настало время, когда полулегальным маршруточникам надо выбирать: брать на себя официально ответственность за пассажиров и штат водителей или оставаться в свободном полете и пенять на себя. Да, обидно, что клиентов может увезти «варяг». Но это конкуренция. Правда, выводы надо сделать Минтрансу. Да и другим госорганам. Например, как оперативно гасить мини-информационные войны. Чтобы возмущения небольшой группы лиц не ставили в неудобное положение целое министерство, но, самое главное, не вводили в заблуждение людей. Транспортного коллапса-то не произошло. Связь между городами и весями не прервалась. Справедливости ради, надо отметить: все-таки необходимо при кардинальных изменениях на потребительском рынке людей информировать о новациях. Буквально из каждого «утюга». Многие же ездили на маршрутках и не подозревали, что те действуют не совсем в правовом поле. Теперь в недоумении: почему не смогли уехать на автобусе «своей» фирмы?

Вероника НИКИТИНА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter