«Изолированные лестницы – отличные условия для вандалов»: почему так сложно поддерживать порядок в социальных домах

Остановите очумелые ручки!

Девятнадцатиэтажка под номером 37 по столичной улице Налибокской снаружи оставляет вполне позитивное впечатление — одноподъездный панельный «столбик» с симпатичным двуцветным фасадом и железным подъемником для колясочников выглядит современно. Единственное, что смущает, — прилегающая территория, мягко говоря, без эстетических изысков: ни тебе клумб у окон, ни элементов ландшафтного дизайна, ни другого декора. Зато «художеств» и «творчества» можно лицезреть в избытке, зайдя в подъезд. Замызганные стены первого этажа красноречиво рассказали, что кто-то здесь не брезгует и смачно высморкаться в угол, и оставить след от грязного ботинка. Несколько вмятин на почтовых ящиках — следы ударов. Почему так сложно поддерживать порядок в таком жилье, выясняла корреспондент «Р».

Черным по серому: на закрашенных ЖЭС участках стены уже появились новые «художества».

«Здесь был я»


— Это еще ничего, — говорит мой гид по неблагополучному дому — начальник ЖЭС-129 Виталий Николенко — и предлагает подняться на самый высокий этаж и прогуляться оттуда вниз по лестнице.

Первым делом обращаем внимание на то, что лестница здесь изолирована от лифтового холла, такую еще называют темной. При исправном лифте ею мало кто пользуется. Поэтому и она, и прилегающие к ней выходы на общие балконы — желанное местечко для уединения любителей повандалить, покурить и похмелиться. Площадей с первого по девятнадцатый этаж предостаточно, а риск, что кто-то неожиданно появится и застанет за неблаговидным делом, минимален.

Мое предположение подтвердили увиденные кое-где на площадках пустые бутылки, а на ступеньках — окурки и шелуха от семечек. Кстати, упреки в адрес ЖКХ можно оставить при себе: подъезд подметали несколько дней назад, но кто-то не донес банку из-под пива до мусорки — и уборки как будто бы не было. По действующим нормам в 19-этажном доме сухая уборка должна выполняться два раза в месяц, а влажная — один. Нормы, безусловно, не учитывают, что кто-то лестницу и общие балконы будет использовать в качестве просторного мусороприемника.

Словесные дискуссии.

С чистого листа


Стены лестничных пролетов — летопись того, как ЖКХ борется с любителями несанкционированной настенной живописи. На одной можно прочесть номер мобильного какой-то Ани, названия рок-групп и эмоциональную перепалку «Будь добрым!» — «Не получается». Другие пролеты сплошь в серых квадратах и прямоугольниках — весной здесь коммунальщики закрашивали следы «художеств». Но на общем балконе 19-го этажа надписи уже успели «обновить». На одном квадратном метре уместилось такое количество нецензурных выражений и изображений особо важных, по мнению авторов, частей тела, что даже небольшого участка, более-менее подходящего для фото в прессе, найти не удалось. И совсем уж издевательски выглядела надпись черным маркером на двери одного из этажей ниже: «Не вандаль!». Кого-то устранение его «художеств», видимо, только распалило.

Спустившись пониже, довелось лицезреть прожженные зажигалкой или закрашенные краской выключатели, оборванный электрокабель. Светильники в основном целы и исправны — пометки на них краской «ЖКХ» — своеобразная профилактика краж: ведь продать их на рынке уже не удастся. А вот кто-то вынес старое грязное кресло в угол. Создал, вероятно, условия, чтобы утомленная вредительством личность могла с комфортом организовать себе перекур.

Клин клином вышибают?

— Обидно, ведь среди жителей подъезда немало нормальных добропорядочных людей и семей, — говорит Виталий Николенко. — И им бывает страшно спуститься или подняться по такой лестнице.

И в подтверждение своих слов начальник ЖЭС-129 ведет меня на площадку возле квартир на 10-м этаже. Стены там белоснежные и украшены милыми панно из мозаики. Чем не художественная мини-галерея? Только бы не дошли сюда ноги «писателей».

Жильцы или гости?


Прогулялись мы с начальником ЖЭС-129 и по подъездам других социальных домов Каменной Горки — 35-го по Налибокской и 84-го по Каменногорской. Картина там примерно такая же.

— Тем, кто не вложил собственные средства в строительство, менее свойственно чувство хозяйской ответственности, особенно за места общего пользования, — считает Виталий Николенко. — Собственник жилья всегда более активен в создании вокруг себя нормальных условий и следит, чтобы это же делали соседи.

Хотя многие жильцы с этим не согласны. Они утверждают, что портят имущество в местах общего пользования не те, кто сам проживает в доме, а их гости или вообще сторонние граждане из других домов и микрорайонов. Попасть в подъезд даже для компании не проблема — позвонил по домофону в несколько квартир, сказал, что забыл дома ключи, и кто-нибудь да откроет.

К этому мнению склоняется и директор ЖЭУ-9 Алла Кейних.

— Судя по характеру надписей, стены портят подростки, — предполагает она. — Вопрос незанятости молодежи в новом густонаселенном районе с еще не развитой инфраструктурой очень актуален. А темные лестницы становятся местом встреч.


Контрасты одного дома: на площадке чуть ли не художественная галерея, на темной лестнице — чуть ли не мусороприемник.

Закон, выходит, не указ?


Порча подъездов укладывается в формат нарушений правил пользования жилыми помещениями. Административный кодекс предусматривает за такие действия штраф от 10 до 30 базовых величин. Как утверждает Алла Кейних, заявления в милицию о поиске виновных организации, эксплуатирующие дома, подавали не раз. Ответы приходили одинаковые — найти «авторов» не удалось. Нет доказательств, нет зацепок. Хорошо бы «писателя», что называется, застать с поличным, зафиксировать факт фото- и видеосъемкой, а это и в обычном подъезде проблематично, не то что в закрытых лестничных маршах высотки.

Но видеокамер в социальных домах нет. Оборудование устанавливается за средства жильцов, а они в своем большинстве выступают против дополнительных вложений — это проверено на собраниях и поквартирными опросами. К тому же коммунальщики сомневаются, что видеонаблюдение решит проблему, ведь на каждом лестничном пролете и выходах на общие балконы камеры не поставишь.

Вандальные надписи, площадь которых не превышает пяти «квадратов», работники ЖЭС закрашивают за средства техобслуживания. На эту меру, по постановлению № 5 Минжилкомхоза, регламентирующему порядок проведения текущих ремонтов, согласия жильцов не требуется. Чтобы не воровали лампочки, на плафонах пишут аббревиатуру организации. Вырванную с корнем дверную ручку меняют на новую. А вот провести полный внеплановый ремонт, как показывает практика, нереально. На него требуется получить согласие жильцов, которые будут оплачивать работы, а собрать большинство голосов за, как правило, не удается. И главное — есть ли в ремонте смысл, если нет гарантии, что спустя месяц кто-то снова не распишет стены или не выжжет выключатели?

Складывается впечатление, что сам статус социального жилья, где нет собственников, а есть, по большому счету, только сотни квартирантов, обрекает его на то, что домом высокой культуры быта ему никогда не стать.

КОМПЕТЕНТНО

Светлана Мостыка, официальный представитель Фрунзенского РУВД Минска:


— Вандальные действия в жилых домах могут быть уголовно наказуемыми. В Уголовном кодексе есть статья 341 «Осквернение сооружений и порча имущества». Наказание, которое она предусматривает, — общественные работы, штраф или арест. В этом году в милицию обратилось товарищество собственников «Сухаревское» — кто-то оставил циничные надписи на фасаде крыши и в подъезде дома номер 46 по улице Сухаревской. Организация представила документы о причиненном ущербе и подала заявление с просьбой найти виновного. Возбуждено уголовное дело по статье 341. Это второй такой случай в нынешнем году.

ПО ДАННЫМ ЖКХ

Социальное жилье получают сироты, многодетные семьи и инвалиды, жители ветхих, подлежащих сносу домов частного сектора, другие категории незащищенных граждан. Среди 156 домов, находящихся на территории микрорайона Каменная Горка, около 30 – социального пользования. Дома все новые — самый «старый» сдали в эксплуатацию около 10 лет назад. Проблемы с чистотой в подъездах возникают там, как правило, уже в первый год после заселения.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter