Источник: Знамя юности
Знамя юности

Узнали, какой смысл вложили в свои картины победители конкурса рисунка «Хатынь глазами детей»

Остался лишь пепел

Яркие краски и приглушенные цвета, максимальная детализация и размытые контуры, абстракция и конкретика – победители республиканского конкурса рисунка «Хатынь глазами детей» по-разному увидели трагедию, произошедшую 80 лет назад. Пообщались с участниками творческого состязания и узнали, какой месседж они вложили в свои картины.


Мыслить образно

Идея проведения конкурса принадлежит Белорусскому республиканскому союзу молодежи. Творческий патриотический проект стартовал в начале марта и проходил в три тура, рассказал первый секретарь Центрального комитета БРСМ Александр Лукьянов:

– Лучших определяли на уровне районов, после – областей. Авторов самых проникновенных полотен пригласили на республиканский финал. Всего организаторы получили более 1500 работ. Каждая, вобрав эмоциональное состояние художника, показывает его отношение к теме. До 27 марта выставка картин-победителей будет представлена в Республиканском доме молодежи.

Почетным гостем церемонии награждения стал один из создателей мемориала «Хатынь» Юрий Градов. Для себя заслуженный архитектор отметил несколько работ:


– Хатынь – место, где каждая деталь является символом. Поэтому в нескольких работах меня зацепило не лобовое прочтение трагедии, а ее подача через определенные образы. На одной изображена горящая деревня, небо над ней густо затянуто облаками. Но где-то сквозь них проглядывает солнце, и маленькая девочка тянет к нему руки. Солнце – мир, который вернулся на нашу землю.

Архитектор обратил внимание, что способность образно мыслить заложена в генах наших детей:

– Спасибо им за память и преемственность. Нужно развивать среди детской аудитории патриотическую тему – тонко, через живопись. Следующий конкурс в Год мира и созидания можно провести на тему мира, чтобы участники отразили в рисунке, как они понимают это слово.

Когда не сдержать слез

Самой юной победительницей стала семилетняя Диана Коваленок из средней школы № 14 Полоцка. Общаться с журналистами она немного стесняется, поэтому историю создания картины рассказывает ее мама Анастасия:


– Дети с малых лет должны знать о событиях Великой Отечественной, о  людях, которые ценой своих жизней подарили жизнь нам. Трагедия в Хатыни – важная страница войны. Прошлым летом всей семьей побывали в мемориальном комплексе. Когда дочь услышала, что среди заживо сожженных было много малышей, начала плакать.

– А еще я оставила там игрушку – ежа, – робко добавила девочка.

– Да, – подтвердила мама, – перед поездкой Диана выбрала в магазине игрушку, проникнувшись событиями, которые произошли в Хатыни, и решила оставить ее у стены Памяти в честь погибших дете­й.

Боль, облаченная в черный

Учащаяся Ошмянской детской школы искусств Мария Воробьева на месте сожженной деревни не была. Во время подготовки к конкурсу 15-летняя художница очень подробно изучала тему хатынской трагедии и поняла, что хочет увидеть мемориальный комплекс своими глазами:


– Трагедия Хатыни не должна повториться, и нам, молодому поколению, необходимо все для этого сделать.

Свою картину Маша назвала емко – «Боль». На полотне – маленькая девочка, сидящая на коленях перед телом матери, описывает автор:

– Она думает, что та уснула, и пытается ее разбудить. Но мама уже никогда не проснется… Мне хотелось показать, что Победа далась огромной ценой – ценой человеческих жизней. Впервые писала картину на тему войны, долго думала, какие цвета использовать. Остановилась на черном: он лучше всего описывает боль, которую испытывали люди в те страшные годы.

Ожившая скульптура

«А что, если оживить на рисунке памятник «Непокоренный человек»?» – подумал Станислав Кичук из средней школы № 56 Минска. На воплощение задумки у автора ушло около двух недель:


– Рисовал дома по вечерам. Сначала наметил основные элемен­ты карандашом и только потом взялся за акварель. Одну половину памятника сделал «живой», другую – забронзовевшей. Это символ того, что жизнь и смерть всегда рядом.

Стас рисует с детства, и события военных лет не раз находили отражение в его картинах:

– Мне нравится история – темы, посвященные периоду 1941–1945 годов, слушаю с особым интересом. А в свободное время включаю военные фильмы. Не так давно посмотрел «Брестскую крепость», остался под большим впечатлением.

Полное погружение


Чтобы сесть за работу над картиной к конкурсу, учащаяся гимназии города Житковичи имени А. А. Лихоты Александра Стороженко ждала особого настроени­я:

– Глядя на полотно, всегда чувствуешь, в каком состоянии его создавал автор. Просто сесть и творить у меня не получается – нужно настроиться и погрузиться в тему. Деревню Хатынь нельзя отыскать ни на одной, даже самой подробной, карте: ее уничтожили фашистские каратели. Земля здесь почернела от крови, вздрогнула от людских страданий. 149 жителей расстреляли или сожгли заживо, среди них – 75 детей. Именно через образ ребенка и решила показать те события.

На рисунке Саша изобразила маленькую девочку с игрушкой в руках, за ней стоят два немецко-фашистских захватчика, которые хотят ее застрелить:

– А на переднем плане огонь. У девочки только два пути: быть убитой пулей или сгореть заживо. Говорю это – и ком к горлу подступает. Страшно.

Воспоминания, от которых бегут мурашки


В старшей возрастной группе (16–18 лет) лучшей признали работу учащейся средней школы № 2 Хотимска Полины Осмоловской. О хатынской трагедии она говорит с дрожью в голосе:

– Война – это голод, холод, страх за себя и близких, искалеченные тела и изломанные судьбы. Читать про трагедию Хатыни страшно, смотреть фотографии жутко, слушать воспоминания выживших невыносимо.

Прообразом девочки с картины, написанной Полиной, стала Софья Яскевич – одна из немногих, кому удалось спастись 22 марта 1943-го. Когда автор читала историю Софьи Антоновны, ее поражало, как девятилетний ребенок оказался столь сильным духом:

– Мне показалось, что ее историю нужно писать в карандаше: глядя на рисунок, ты не рассматриваешь цвета – весь акцент смещается на девочку и руины, которые когда-то были ее домом.

Темные краски и светлый образ

Создавая свою картину, учащаяся средней школы № 128 Минска Елизавета Жур хотела отразить боль и страдания детей, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны:


– Меня вдохновила история Софьи Антоновны Яскевич, которой удалось выжить после зверств захватчиков в Хатыни. Но в тот день маленькая Соня потеряла всех. На картине – девочка, спрятавшаяся в лесу, в руках у нее бусы – это все, что ей осталось от матери. А за Соней находится светлый образ ее мамы как напоминание, что дорогие сердцу люди всегда рядом и оберегают.

Лиза выполнила свою работу углем:

– В этом есть некий символизм, ведь все, что осталось от деревни, – пепел и угольки. Пусть никогда не повторится хатынская трагедия, пусть никогда не гибнут дети. Мы обязаны беречь мир и спокойствие на земле.

Напоминание потомкам

Вечер – ровно столько понадобилось учащейся Боровлянской средней школы № 2 Екатерине Бугановой, чтобы создать свою картину. Участница конкурса уверена – когда проникаешься темой, руки будто сами подсказывают, где делать штрихи:


– Меня впечатлила скульптура старика с мертвым ребенком на руках и трагическая история Иосифа Каминского. Именно этот памятник и захотела изобразить.

Вначале на чер­новике художница сделала набросок, а после перенесла его на формат большего размера. Фон на рисунке Кати размыт, единственный четкий элемент – скульптура «Непокоренный человек». Автор объясняет задумку:

– Да, огонь стер с карты Хатынь, но память о том месте, о погибших людях он не испепелил. И этот памятник – напоминание, что мы будем помнить всегда.


Фото Ильи ШВЕДКО


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter