Яркие краски и приглушенные цвета, максимальная детализация и размытые контуры, абстракция и конкретика – победители республиканского конкурса рисунка «Хатынь глазами детей» по-разному увидели трагедию, произошедшую 80 лет назад. Пообщались с участниками творческого состязания и узнали, какой месседж они вложили в свои картины.
Мыслить образно
Идея проведения конкурса принадлежит Белорусскому республиканскому союзу молодежи. Творческий патриотический проект стартовал в начале марта и проходил в три тура, рассказал первый секретарь Центрального комитета БРСМ Александр Лукьянов:– Лучших определяли на уровне районов, после – областей. Авторов самых проникновенных полотен пригласили на республиканский финал. Всего организаторы получили более 1500 работ. Каждая, вобрав эмоциональное состояние художника, показывает его отношение к теме. До 27 марта выставка картин-победителей будет представлена в Республиканском доме молодежи.
Почетным гостем церемонии награждения стал один из создателей мемориала «Хатынь» Юрий Градов. Для себя заслуженный архитектор отметил несколько работ:
Архитектор обратил внимание, что способность образно мыслить заложена в генах наших детей:
– Спасибо им за память и преемственность. Нужно развивать среди детской аудитории патриотическую тему – тонко, через живопись. Следующий конкурс в Год мира и созидания можно провести на тему мира, чтобы участники отразили в рисунке, как они понимают это слово.
Когда не сдержать слез
Самой юной победительницей стала семилетняя Диана Коваленок из средней школы № 14 Полоцка. Общаться с журналистами она немного стесняется, поэтому историю создания картины рассказывает ее мама Анастасия:
– А еще я оставила там игрушку – ежа, – робко добавила девочка.
– Да, – подтвердила мама, – перед поездкой Диана выбрала в магазине игрушку, проникнувшись событиями, которые произошли в Хатыни, и решила оставить ее у стены Памяти в честь погибших детей.
Боль, облаченная в черный
Учащаяся Ошмянской детской школы искусств Мария Воробьева на месте сожженной деревни не была. Во время подготовки к конкурсу 15-летняя художница очень подробно изучала тему хатынской трагедии и поняла, что хочет увидеть мемориальный комплекс своими глазами:
Свою картину Маша назвала емко – «Боль». На полотне – маленькая девочка, сидящая на коленях перед телом матери, описывает автор:
– Она думает, что та уснула, и пытается ее разбудить. Но мама уже никогда не проснется… Мне хотелось показать, что Победа далась огромной ценой – ценой человеческих жизней. Впервые писала картину на тему войны, долго думала, какие цвета использовать. Остановилась на черном: он лучше всего описывает боль, которую испытывали люди в те страшные годы.
Ожившая скульптура
«А что, если оживить на рисунке памятник «Непокоренный человек»?» – подумал Станислав Кичук из средней школы № 56 Минска. На воплощение задумки у автора ушло около двух недель:
Стас рисует с детства, и события военных лет не раз находили отражение в его картинах:
– Мне нравится история – темы, посвященные периоду 1941–1945 годов, слушаю с особым интересом. А в свободное время включаю военные фильмы. Не так давно посмотрел «Брестскую крепость», остался под большим впечатлением.
Полное погружение
Чтобы сесть за работу над картиной к конкурсу, учащаяся гимназии города Житковичи имени А. А. Лихоты Александра Стороженко ждала особого настроения:
На рисунке Саша изобразила маленькую девочку с игрушкой в руках, за ней стоят два немецко-фашистских захватчика, которые хотят ее застрелить:
– А на переднем плане огонь. У девочки только два пути: быть убитой пулей или сгореть заживо. Говорю это – и ком к горлу подступает. Страшно.
Воспоминания, от которых бегут мурашки
В старшей возрастной группе (16–18 лет) лучшей признали работу учащейся средней школы № 2 Хотимска Полины Осмоловской. О хатынской трагедии она говорит с дрожью в голосе:
– Война – это голод, холод, страх за себя и близких, искалеченные тела и изломанные судьбы. Читать про трагедию Хатыни страшно, смотреть фотографии жутко, слушать воспоминания выживших невыносимо.
Прообразом девочки с картины, написанной Полиной, стала Софья Яскевич – одна из немногих, кому удалось спастись 22 марта 1943-го. Когда автор читала историю Софьи Антоновны, ее поражало, как девятилетний ребенок оказался столь сильным духом:
– Мне показалось, что ее историю нужно писать в карандаше: глядя на рисунок, ты не рассматриваешь цвета – весь акцент смещается на девочку и руины, которые когда-то были ее домом.
Темные краски и светлый образ
Создавая свою картину, учащаяся средней школы № 128 Минска Елизавета Жур хотела отразить боль и страдания детей, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны:
Лиза выполнила свою работу углем:
– В этом есть некий символизм, ведь все, что осталось от деревни, – пепел и угольки. Пусть никогда не повторится хатынская трагедия, пусть никогда не гибнут дети. Мы обязаны беречь мир и спокойствие на земле.
Напоминание потомкам
Вечер – ровно столько понадобилось учащейся Боровлянской средней школы № 2 Екатерине Бугановой, чтобы создать свою картину. Участница конкурса уверена – когда проникаешься темой, руки будто сами подсказывают, где делать штрихи:
Вначале на черновике художница сделала набросок, а после перенесла его на формат большего размера. Фон на рисунке Кати размыт, единственный четкий элемент – скульптура «Непокоренный человек». Автор объясняет задумку:
– Да, огонь стер с карты Хатынь, но память о том месте, о погибших людях он не испепелил. И этот памятник – напоминание, что мы будем помнить всегда.
Фото Ильи ШВЕДКО