Экспедиция памяти: российские и белорусские поисковики ведут раскопки под Витебском

Остались на этих полях...

Очередная международная экспедиция стартовала в начале августа. И уже в первый день здесь были подняты из земли тела девяти защитников Отечества. Не менее впечатляющими оказались результаты и других дней раскопок на местах военных сражений. Корреспондент sb.by принял участие в поисковой операции. Подробности – в нашем репортаже.

Военнослужащие белорусского 52-ого отдельного специализированного поискового батальона и членов «Благотворительного военно-исторического поискового клуба «Память и примирение» Московской областной общественной организации, которые во главе с председателем правления Валерием Загрековым вот уже 15 лет подряд проводят совместные международные экспедиции на местах былых сражений. Участвуют в работе и местные поисковики-волонтеры. За эти годы, благодаря энтузиастам, подняты на поверхность земли и перезахоронены со всеми воинскими почестями более тысячи красноармейцев. На этот раз десант высадился вблизи деревни Зароново. Поисковики работают сразу в нескольких точках.

Разведка доложила

… На часах – 5-30 утра. Валерий Загреков присылает смс: «Команда вышла на рекогносцировку, связь через полевой лагерь». Отправляемся в путь. Палатки разбиты в самой деревне Симоновщина. Путь к лагерю указывает красный флажок на обочине. Пока разведчики обследуют лесной массив у близлежащего села Кокоры, есть время для общения с руководителем.

– На этот раз со мной приехали около 20 добровольцев, в том числе двое воспитанников кадетского класса московской школы №760 имени А.П.Маресьева – Егор и Артем Коледа. Взял с собой и Тимофея – сына-восьмиклассника. Подростки должны знать всю правду о войне. И лучше, если они будут делать это не только по учебникам. Да и общение со сверстниками из клуба «Волот», созданного на базе Витебского РОВД, им не помешает. Как перешли границу? Все четко. Колонной и под флагом. Решение об экспедиции прорабатывалось на межгосударственном уровне, поэтому никаких проблем. Как, кстати, было и в минувшем мае во время предыдущей экспедиции. Тогда за 10 дней работы мы подняли на белорусской земле тела 154 защитников Отечества, а вчера присутствовали на траурном митинге в Новиках, где состоялось их перезахоронение.

Валерий Викторович объясняет: там, в Новиках, где вели раскопки несколько лет, в феврале-марте 1944 во время неудачной наступательной операции полегла практически вся 33-я армия. Жестокие бои шли и здесь, в зароновском краю. Даже тут, на территории вот этого полевого лагеря, разбитого на берегу озера, можно проводить уроки живой истории. Три года назад поисковики обнаружили здесь тела двух советских офицеров-саперов.

Мне рассказывают: красноармейцы пытались со стороны Зароново переправиться на этот берег. А у фашистов на горушке, где сейчас огороды – траншеи и укрепления. Когда наступающие оказались на открытой местности, немцы открыли огонь. Очевидцы вспоминают: все озеро было застлано серыми шинелями… И после войны здесь долго резали и убирали с поля подбитую технику.

– Предварительно мы опросили местных жителей, изучили архивные документы и данные военной немецкой аэрофотосъемки, которые заказываем в США, – рассказывает начальник штаба экспедиции, в прошлом десантник и кадровый военный Эдуард Новиков. – Вот, видите, здесь были дзоты, тут – траншеи, а это – подбитая техника, – разворачивает карту прямо на капоте автомобиля.

Беседа прерывается: поступает сигнал от разведчиков – информация от местных жителей подтвердилась, нужно приступать к раскопкам.

Девять неизвестных героев

… Во время войны этого леса не было – тут шла дорога на хутор. Сейчас волонтеры, убрав кусты, аккуратно раскапывают старую воронку. Характерный звук: лопата ударяется о металл. Каска, пробитая насквозь. С такими ранениями не выживают. Сантиметр за сантиметром… Лица поисковиков сосредоточены. Наравне со всеми с лопатой в руках работает и хрупкая девушка – уже второй раз в раскопках на белорусской земле участвует член молодежной межпарламентской ассамблеи стран СНГ, заместитель председателя молодежного парламента при Госдуме Елена Еракина. Кстати, именно на витебской земле она нашла могилу своего дедушки.

Так и есть – на глубине всего в полметра мы обнаруживаем останки девятерых советских солдат. Увы, нет ни медальонов, ни вещей, по которым можно было бы установить личности. Только в карманах – гранаты и патроны, уже не представляющие опасности. К сожалению, тогда, во время боя, боеприпасы не помогли ребятам остаться в живых…

Уставшие поисковики выносят печальные находки из леса и мы едем дальше. Оказывается, еще с раннего утра на поле у деревни Топорино, наши разведчики «зацепили» артиллерийское орудие. Ждут саперов. Нужно провести более тщательное обследование местности.

Память одна на всех

Делаем маленький кружок – всего несколько километров в сторону. Поле с озимой пшеницей сжато совсем недавно, тут еще лежат рулоны с соломой. Буквально в двухстах метрах – дачное товарищество, с другой стороны – деревня. А в неглубокой яме – несколько артиллерийских снарядов, «лимонка», проржавевшие останки орудийных рессор. Они лежали на глубине в 60 сантиметров. Для сравнения: почвообрабатывающая техника, те же плуги, могут брать полуметровую глубину. Это счастье, что успели вовремя, ведь земля с каждым годом выталкивает чужеродный металл все выше на поверхность. А некоторые снаряды все еще небезопасны.





… Вооружившись многочисленными металлоискателями, которые «сканируют» землю на трехметровую глубину (кстати, все оборудование волонтеры приобретают за свой счет), поисковики обследуют поле дальше. Ведь по картам фотоаэросъемки тут стояло три орудия. Возможно, есть и останки воинов. Как только аппаратура начинает пищать, члены экспедиции вооружаются лопатами. А земля местами – как бетон…





Риторический вопрос: что движет этими неравнодушными людьми, у каждого из которых есть своя работа, своя семья, свои проблемы? Почему законные отпуска они проводят не на морском песочке, а вот в таких спартанских условиях? Знакомимся поближе. Денис Арданов – ландшафтный дизайнер, Дмитрий Сидоров и Станислав Никитин – историки, Виктор Смирнов – опрессовщик завода по выпуску оптоволокна, Николай Бабенок – бывший выпускник морского училища, а ныне – работник холодильного предприятия… Разные по возрасту, по социальному статусу: что объединяет этих людей? Ответ однозначен и прост. Память. В семье каждого из поисковиков – своя военная история. Свои трагедии и своя братская могила погибших. И не важно, насколько тесные кровные узы связывают их с уходящим от нас поколением фронтовиков. Они просто патриоты своей земли. Той земли, где нет границ и нет чужого горя.

Begunova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter