Почти Br580 млрд прибыли на счету пивоваренной отрасли за прошлый год. Каков расклад на завтра?

Осознанные тренды рынка

Почти 580 миллиардов рублей прибыли на счету пивоваренной отрасли за прошлый год. Каков расклад на завтра?

С ПОРУЧЕНИЕМ Президента о финансовом оздоровлении, повышении эффективности производства справились все предприятия. Конечно, Беларусь нельзя назвать пивной страной. По статистическим данным, на душу населения в год приходится 51 литр, а по его потреблению мы отстаем не только от «законодателей мод» — Германии и Чехии, но и от соседей — Литвы, Польши и России. Как один из факторов национальной трезвости неплохо, если бы не одно «но»: пиву белорусы предпочитают напитки покрепче. В структуре потребления алкоголя на пенный напиток приходится только 15—20 процентов.

Тем не менее это важный сегмент экономики и импортозамещения, отмечали участники выездного Совета концерна «Белгоспищепром», которое прошло на базе столичного ОАО «Крыніца».


Председатель концерна «Белгоспищепром» Александр ЗАБЕЛЛО и
директор Гомельского жирового комбината Дмитрий БАБУНДИН

ОБЪЕМЫ зарубежной продукции сокращены почти на 35 процентов в натуральном выражении и около 57 процентов в стоимостном. А вот экспорт солидно прибавил. В 2015 году Беларусь отправила в разные страны на 2,65 миллиона дал пива больше, чем импортировала. Рост — в 1,6 раза. А всего поставлено пива, кваса и пивоваренного солода почти на 52 миллиона долларов. 47 сортов производится по программе импортозамещения, а ведь в начале 2014 года выпускалось наполовину меньше.

Правда, по диверсификации рынков сбыта пока есть вопросы, анализирует председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло:

— Наш основной рынок — российский. По объемам поставок туда в натуральном выражении мы превысили уровень 2014 года, а в денежном «просели» где-то на процентов 25. Для нас это хороший опыт в плане того, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. Сейчас активно стараемся находить и развивать другие направления поставок — Юго-Восточная Азия, Африка, Латиноамериканский континент. Весомые долгосрочные контакты по солоду заключены с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, пробуем наладить связи с Таиландом, активно продвигаем продукцию в Прибалтику, особенно в Литву, другие страны Евросоюза. Впервые к нам обратилась Турция, первая партия пива отправлена в Бразилию. Торговыми партнерами остаются Украина, Узбекистан, Таджикистан. Может, пока и не слишком велики успехи, но определенные наработки имеются.

Белорусский хмель не хуже зарубежного.

— Одним из самых значимых инвестпроектов прошлого года стала организация производства специальных видов солодов в ОАО «Белсолод» в Иваново, — отмечает Александр Забелло. — У отечественных пивоваренных заводов появилась альтернатива импортному продукту. А вот по хмелю проблемы имеются. Решаем их с Академией наук и сельхозпроизводителями. Главное — есть реальный интерес к белорусскому сырью.

САМЫЙ крупный экспортер пива в Беларуси — ОАО «Крынiца». На его долю приходится около 60 процентов от общего объема. Предприятие, которое в свое время завязло в долгах, вышло на прибыльную стезю. Да и география поставок стабильно расширяется.

С приходом около двух лет назад нового руководителя, здесь многое изменилось. Генеральный директор Александр Кижук теперь с оптимизмом заглядывает в день завтрашний:

— Что скрывать, 2014 год мы закончили с убытком, но снизили его объем в три раза, 2015-й закончили уже с прибылью. Кроме того, мы пошли дальше и решили не увеличивать себестоимость продукции, при этом не нанесли вреда ее качеству, даже улучшили его. Главное — поняли, как и куда двигаться нашей компании, обозначили стратегию, осознали тренды рынка и изучили конкурентов. 

Практически полностью обновлено оборудование лабораторий по контролю качества, а также начали весьма избирательно и тщательно относиться к сырью, особенно для стратегически важных для нас сортов. Так, поменяли в них некоторые важные составляющие, например, белорусский хмель сменил немецкий в некоторых основных линейках нашей продукции.

Недавно первая партия пива отправлена в Израиль. Продукцию предприятия могут оценить теперь и в славящейся своими пивными традициями и пивоварами Германии. А приобщиться к белорусскому квасу от «Крыніцы» могут уже и в США, Китае и Новой Зеландии. Кстати, в три раза в прошлом году повысили реализацию бодрящего напитка на экспорт, а квас «Зенит», созданный предприятием специально для болельщиков футбольного клуба, вообще на ура расходится в городе на Неве.

«Крынiца» стала и титульным спонсором столичного футбольного клуба «Крумкачы» — главной сенсации чемпионата Беларуси прошлого сезона. «Вороны» ворвались в высшую лигу всего на второй год существования клуба. Спортивная тема и состязания, несомненно, драйверы продаж для пива и напитков, считают на предприятии. Чем сильнее это направление будет развиваться, чем больше будет соревнований, тем лучше для отрасли.

Большинство рецептур пива основаны на сочетании всего трех компонентов: воды, хмеля и солода. Отечественное сырье сейчас ни в чем не уступает импортному. И это уже не тема для дискуссий. Мощность новой линии по выпуску специальных видов солодов в ОАО «Белсолод» — 3 тысячи 150 тонн в год, при том, что наши внутренние потребности — до тысячи тонн. В странах СНГ, в том числе в России, современных высокотехнологичных производств такого плана нет, значит, продать свою отечественную продукцию можно весьма выгодно.

НА ВЫЕЗДНОМ совете концерна «Белгоспищепром» подведены также итоги работы масложировой отрасли. Ее продукция, впрочем, как пиво и напитки, были представлены на выставке, которая развернулась на третьем этаже административного корпуса ОАО «Крынiца». Посмотреть и удивиться было чему, хотя и своих проблем производители не скрывали. В прошлом году недобрали урожая семян масличных культур. Всего их переработано 131 тысяча тонн — немногим более 79 процентов к уровню 2014 года.

Но руки не опустили, расширяется ассортимент, вводятся новые мощности. Так, производства по выпуску рапсового масла появились на ООО «Агропродукт» в деревне Оберовщина Каменецкого района, в минском ЗАО «Облрапсагросервис», после реконструкции значительно возросли возможности Витебского маслоэкстракционного завода.

Шесть новых видов продукции освоил Минский маргариновый завод. Он награжден серебряной медалью на профессиональном дегустационном конкурсе «Масложировая индустрия-2015» в Санкт-Петербурге. Дипломом народного конкурса «Чемпион вкуса» и премиями потребительского признания «Народная марка» не раз отмечен Гомельский жировой комбинат. И что бы ни говорили о значимости наград, признаемся, при сегодняшней высокой конкуренции они дорогого стоят.

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter