Почти 580 миллиардов рублей прибыли на счету пивоваренной отрасли за прошлый год. Каков расклад на завтра?
С ПОРУЧЕНИЕМ Президента о финансовом оздоровлении, повышении эффективности производства справились все предприятия. Конечно, Беларусь нельзя назвать пивной страной. По статистическим данным, на душу населения в год приходится 51 литр, а по его потреблению мы отстаем не только от «законодателей мод» — Германии и Чехии, но и от соседей — Литвы, Польши и России. Как один из факторов национальной трезвости неплохо, если бы не одно «но»: пиву белорусы предпочитают напитки покрепче. В структуре потребления алкоголя на пенный напиток приходится только 15—20 процентов.
Тем не менее это важный сегмент экономики и импортозамещения, отмечали участники выездного Совета концерна «Белгоспищепром», которое прошло на базе столичного ОАО «Крыніца».
ОБЪЕМЫ зарубежной продукции сокращены почти на 35 процентов в натуральном выражении и около 57 процентов в стоимостном. А вот экспорт солидно прибавил. В 2015 году Беларусь отправила в разные страны на 2,65 миллиона дал пива больше, чем импортировала. Рост — в 1,6 раза. А всего поставлено пива, кваса и пивоваренного солода почти на 52 миллиона долларов. 47 сортов производится по программе импортозамещения, а ведь в начале 2014 года выпускалось наполовину меньше.
Правда, по диверсификации рынков сбыта пока есть вопросы, анализирует председатель концерна «Белгоспищепром» Александр Забелло:
— Наш основной рынок — российский. По объемам поставок туда в натуральном выражении мы превысили уровень 2014 года, а в денежном «просели» где-то на процентов 25. Для нас это хороший опыт в плане того, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. Сейчас активно стараемся находить и развивать другие направления поставок — Юго-Восточная Азия, Африка, Латиноамериканский континент. Весомые долгосрочные контакты по солоду заключены с Вьетнамом, Лаосом, Камбоджей, пробуем наладить связи с Таиландом, активно продвигаем продукцию в Прибалтику, особенно в Литву, другие страны Евросоюза. Впервые к нам обратилась Турция, первая партия пива отправлена в Бразилию. Торговыми партнерами остаются Украина, Узбекистан, Таджикистан. Может, пока и не слишком велики успехи, но определенные наработки имеются.
— Одним из самых значимых инвестпроектов прошлого года стала организация производства специальных видов солодов в ОАО «Белсолод» в Иваново, — отмечает Александр Забелло. — У отечественных пивоваренных заводов появилась альтернатива импортному продукту. А вот по хмелю проблемы имеются. Решаем их с Академией наук и сельхозпроизводителями. Главное — есть реальный интерес к белорусскому сырью.
САМЫЙ крупный экспортер пива в Беларуси — ОАО «Крынiца». На его долю приходится около 60 процентов от общего объема. Предприятие, которое в свое время завязло в долгах, вышло на прибыльную стезю. Да и география поставок стабильно расширяется.
С приходом около двух лет назад нового руководителя, здесь многое изменилось. Генеральный директор Александр Кижук теперь с оптимизмом заглядывает в день завтрашний:
— Что скрывать, 2014 год мы закончили с убытком, но снизили его объем в три раза, 2015-й закончили уже с прибылью. Кроме того, мы пошли дальше и решили не увеличивать себестоимость продукции, при этом не нанесли вреда ее качеству, даже улучшили его. Главное — поняли, как и куда двигаться нашей компании, обозначили стратегию, осознали тренды рынка и изучили конкурентов.
Практически полностью обновлено оборудование лабораторий по контролю качества, а также начали весьма избирательно и тщательно относиться к сырью, особенно для стратегически важных для нас сортов. Так, поменяли в них некоторые важные составляющие, например, белорусский хмель сменил немецкий в некоторых основных линейках нашей продукции.
Недавно первая партия пива отправлена в Израиль. Продукцию предприятия могут оценить теперь и в славящейся своими пивными традициями и пивоварами Германии. А приобщиться к белорусскому квасу от «Крыніцы» могут уже и в США, Китае и Новой Зеландии. Кстати, в три раза в прошлом году повысили реализацию бодрящего напитка на экспорт, а квас «Зенит», созданный предприятием специально для болельщиков футбольного клуба, вообще на ура расходится в городе на Неве.
«Крынiца» стала и титульным спонсором столичного футбольного клуба «Крумкачы» — главной сенсации чемпионата Беларуси прошлого сезона. «Вороны» ворвались в высшую лигу всего на второй год существования клуба. Спортивная тема и состязания, несомненно, драйверы продаж для пива и напитков, считают на предприятии. Чем сильнее это направление будет развиваться, чем больше будет соревнований, тем лучше для отрасли.
Большинство рецептур пива основаны на сочетании всего трех компонентов: воды, хмеля и солода. Отечественное сырье сейчас ни в чем не уступает импортному. И это уже не тема для дискуссий. Мощность новой линии по выпуску специальных видов солодов в ОАО «Белсолод» — 3 тысячи 150 тонн в год, при том, что наши внутренние потребности — до тысячи тонн. В странах СНГ, в том числе в России, современных высокотехнологичных производств такого плана нет, значит, продать свою отечественную продукцию можно весьма выгодно.
НА ВЫЕЗДНОМ совете концерна «Белгоспищепром» подведены также итоги работы масложировой отрасли. Ее продукция, впрочем, как пиво и напитки, были представлены на выставке, которая развернулась на третьем этаже административного корпуса ОАО «Крынiца». Посмотреть и удивиться было чему, хотя и своих проблем производители не скрывали. В прошлом году недобрали урожая семян масличных культур. Всего их переработано 131 тысяча тонн — немногим более 79 процентов к уровню 2014 года.
Но руки не опустили, расширяется ассортимент, вводятся новые мощности. Так, производства по выпуску рапсового масла появились на ООО «Агропродукт» в деревне Оберовщина Каменецкого района, в минском ЗАО «Облрапсагросервис», после реконструкции значительно возросли возможности Витебского маслоэкстракционного завода.
Шесть новых видов продукции освоил Минский маргариновый завод. Он награжден серебряной медалью на профессиональном дегустационном конкурсе «Масложировая индустрия-2015» в Санкт-Петербурге. Дипломом народного конкурса «Чемпион вкуса» и премиями потребительского признания «Народная марка» не раз отмечен Гомельский жировой комбинат. И что бы ни говорили о значимости наград, признаемся, при сегодняшней высокой конкуренции они дорогого стоят.
shevko@sb.by