Осознанная необходимость

Человек и его дело
Она выросла в оперном театре. По сути, Татьяна Филиппова вообще родилась в его общежитии, где рядом дружно жили музыканты, певцы, балетные артисты. Позже семья перебралась в коммунальный дом все с тем же окружением. Не позабыть, как в Степановом садике, который находился неподалеку от суворовского училища, накрывались столы и сообща, очень громко и весело театральная семья отмечала все праздники. Как наизусть выучивался репертуар оперного — на репетициях Татьяна была своим человеком благодаря папе, солисту оркестра, выпускнику Ленинградской консерватории. Как уже лет с пяти ходила только на цыпочках, мечтая об одном: стать балериной...

Вырасти в именитом театре да с таким окружением и не захотеть связать свою судьбу с искусством? Но папа решительно заявил: «В артисты, в театр — только через мой труп!» Не на чужом опыте знал, наверное, что за каторжный это труд. Занятия в музыкальной школе Татьяна в буквальном смысле выплакала только в пятом классе — ей наконец–то купили аккордеон! И даже поступив в пединститут на специальность хоровое дирижирование, убаюкивала домашних: «Буду преподавателем культпросветучилища». Хотя сама знала наверняка: ее дело непременно будет связано с постановкой ярких театральных зрелищ, с праздником, которому всегда есть место в жизни. На своем курсе Татьяна была главным заводилой, писала сценарии для всех «капустников». «Была просто клоуном», — смеется она сегодня. К слову, о деле. Все тот же папа, еще не зная об истинном выборе дочери, наставлял: «Никогда не становись начальником, но хорошо знай свое дело — только тогда ты будешь по–настоящему свободным человеком».

Руководитель минского образцового театра народных традиций «Потешник» Татьяна Филиппова не просто знает свое дело. Она любит его настолько, что 11 лет назад решилась перейти из родной сферы — культуры — в образование. Хотя до сих пор скучает по той степени свободы творчества, которая осталась в прошлой «культурной» жизни, и очень устает от всевозможных отчетов и бумаг, без которых в образовании никак. Но только так можно было спасти созданный своими руками театр и его юных артистов. В детском центре творчества «Эврика» Фрунзенского района Филиппову услышали, поддержали и даже отдали в ее распоряжение целое помещение, которое потом ремонтировали и отмывали всем театром.

А сегодня на Сердича, 10 тихо бывает разве что ночью. «Потешник» прирос еще десятком детских коллективов (песенных, танцевальных, инструментальных), а сама Татьяна Петровна возглавила весь отдел национальной культуры «Эврики». При этом она — как иначе? — остается художественным руководителем «Потешника» и по–прежнему каждый свой спектакль превращает в зажигательный праздник белорусских народных обрядов, песен, танцев, юмора.

— Татьяна Петровна, почему забыли отцовское наставление и стали–таки начальником? Или в одном театре вашей неуемной энергии стало тесновато?

— Просто не хотелось подчиняться человеку, который не знает белорусское народное творчество. Не терплю некомпетентности. А поскольку привыкла говорить то, что думаю... Вот и пришлось принять непростую ношу на себя. По необходимости... Впрочем, по необходимости я вообще пришла в систему образования. Даже — не поверите! — долгое время просила ребят не называть меня педагогом и... не поздравлять с Днем учителя. Все думала, я здесь временно. Потом поняла: то, чем я сегодня занимаюсь, гораздо важнее самого искусства. В культуре важен прежде всего результат твоего труда — тебя увидели, тобой восхитились, оценили, наградили. Вроде как ты тешишь свое тщеславие. Звездная пыль. А здесь ты ежечасно, ежедневно воспитываешь маленького человечка, вкладываешь в него все свои эмоции, знания, свою душу — и человечек, вырастая, несет твой свет, твою энергию по миру дальше. И эта энергия должна иметь только положительный заряд. Так что совсем не самое главное — стать в очередной раз лауреатами. И еще я окончательно уверилась в том, что с детьми можно работать только тем взрослым, которые их очень любят.

— А вы детей полюбили вот так сразу, или... «по необходимости»?

— Так случилось, что сразу после института мне пришлось работать самым обычным воспитателем. Опыт был недолгим, но достаточным, чтобы понять про себя: детей люблю. И потому могу работать с ними. А потом мне нашлась работа, уже по специальности, в Минском областном Доме народного творчества. Наверное, я счастливый человек, потому что очень скоро вокруг в стране начались перемены, в культуре — в том числе. И обожаемые мною массовые народные праздники, театрализованные зрелища стали востребованны. Мы ездили со своими постановками по всей области, придумывали, фантазировали — и действительно дарили людям радость. Вот уж точно сомнений не осталось: дело мое! Кстати, уже тогда я увидела, как интересно могут работать маленькие мобильные коллективы, которые и споют, и станцуют, и просто повеселят. Скрипка, бубен и утюг — так мы их называли. И когда при одном из эстетических центров мне предложили организовать такой коллектив, только детский, мы с балетмейстером Мариной Владимировной Сенченко с радостью придумали «Потешник».

Позже в центре что–то не заладилось с коммерцией и образцовый «Потешник» потерял свою прописку. Мы скитались по городу — иного слова и не найду. И если бы не наши любимые дети, мы, взрослые, давно бы сломались. Но они так упорно ходили на репетиции, которые проходили чуть ли не в подвалах, так умоляли нас не сдаваться, что, наверное, высшие силы пожалели наш театр. И привели в «Эврику».

Так что я не вдруг пришла работать с детьми. И не вдруг полюбила. Я просто вернулась к тем, кого давно люблю.

— Надо полагать, любовь у вас взаимная, Татьяна Петровна?

— Радуюсь, когда в анкетах ребята называют меня другом или даже второй мамой. И о «Потешнике» говорят: наша семья. Лестно. О первом поколении театра — том, которое скиталось, — вообще могу говорить бесконечно. Мы, взрослые, влюблялись вместе с нашими детьми, вместе «проплакивали» неудачи, вместе радовались. С нами, педагогами, они общались больше, чем с родителями, впрочем, мы и времени проводили вместе больше. И до сих пор дружим, встречаемся, перезваниваемся, хотя дети давно стали взрослыми и разлетелись по свету.

Хочется верить, что и наши нынешние воспитанники считают театр своим вторым домом. Хотя, знаете, сегодняшние дети гораздо более прагматичны, чем их ровесники в 90–х. Наверное, и интеллекта у них побольше, а вот искренности, доброты по отношению друг к другу — меньше. Но от этого я не перестаю их любить, поверьте! С ними интересно, а главное — не соскучишься!

— «Потешник» называют маленьким театром музкомедии. Как в самом настоящем театре, у него немалый сценический репертуар. «Раз у калядны вечарок», «Мiнскi фэст», «Кiрмашовыя забавы», «У нашай вёсцы», «Спявай, гуляй, весялiся» — это далеко не все программы, в которых за главного героя — белорусский фольклор. Скажите, а городские дети не стесняются петь и шутить на белорусском языке, наряжаться в народные костюмы?

— Наверное, у каждого человека в жизни своя задача. Вот я передаю свою любовь к народному творчеству детям. Убеждена: эти пласты нашей национальной культуры — глубоко нравственные, философские, яркие. И если та же попса живет мгновение, если говорить о вечности, то народное искусство не умирает. Все, кто прошел через «Потешник», сегодня с гордостью говорят о себе: «Мы — белорусы». И мне кажется, они любят нашу землю. А если человек любит ту землю, на которой живет, он не может быть безнравственным. Да, судьба может сложиться по–разному, но за душу своих воспитанников я спокойна.

— Даже если они, вопреки своим талантам, не идут дальше в искусство и выбирают более «хлебные» профессии?

— Едва ли не самое главное в жизни — найти то дело, которое сделает тебя счастливым. Но при этом надо быть готовым к тому, что не всякое любимое дело может оказаться «хлебным»... Сейчас меня очень беспокоит судьба одного моего воспитанника. Яркий, статный, очень талантливый — ему суждено блистать на сцене, а он вдруг выбрал перспективную профессию... повара, видя себя в будущем директором ресторана. Мои уговоры не помогли. Он получил образование. Пошел работать, параллельно поступил в институт и... сломался. Пришел и признался: «Ненавижу свою работу. Хочу в театр». А мама почти в обмороке — ребенок бросает институт! Сегодня Максим работает, но у него появилась цель: поступить в тот самый «не хлебный» институт. Все свободное время — за подготовкой к экзаменам, за книжками, в репетициях. И я знаю: все у него получится. Потому что свое дело он не просто нашел — выстрадал...

— А ваш сын, Татьяна Петровна, не решил продолжить ваше дело? Знаю, что с самого–самого детства, когда его не с кем было оставить, вам приходилось возить его с собой на все праздники, которые проводились в области...

— И чтобы он не потерялся, к нему приставлялся работник того Дома или Дворца культуры, где я в тот момент ставила праздник. В результате сын просто возненавидел все массовые зрелища. И до сих пор на них не ходит. Как не смотрит и мои спектакли. И, может быть, поэтому выбрал поначалу профессию не самую «шумную» — резчика по дереву. Наверное, он просто очень ревновал меня к моим праздникам, другим детям, которым я уделяла большем времени, чем ему. Кстати, не только сын, но и муж не тает от восторга от моей работы. Да, он ходит на мои спектакли, но хорошие слова по–прежнему вслух не произносит.

И все–таки я знаю: втайне муж и сын мною гордятся. Правда, мне при этом выговаривается, что я убиваю их своей энергией.

— Вряд ли вашу неуемную энергию, Татьяна Петровна, можно отнести к тому, что в жизни мешает. А вообще, есть ли те черты характера, которые вам в себе не нравятся?

— А как же! Мешает вспыльчивость. Я могу взорваться в одну секунду, а потом страшно об этом жалею. Правда, выручает другая черта характера — мне никогда не стыдно извиниться. Перед детьми в том числе.

А еще помечтала бы о том, чтобы поскорее находить из моря идей главную. У меня же их все время — миллион...

— Вообще–то, услышав о миллионе планов, многие вам просто позавидуют. По крайней мере, скучной вашу жизнь точно не назовешь.

— Скучать и вправду некогда. Сейчас показываем на «елках» новогоднюю сказку «Старик Хоттабыч». В традиционную рождественскую экспедицию «Потешник» не просто выступает перед своими сверстниками в каком–либо из регионов Беларуси, но и встречается с местными народными коллективами, собирает по деревням фольклор. Мы берем с собой спальные мешки, ночуем в школах, домах культуры — и получаем колоссальный заряд энергии на весь год! В прошлом году были в Воложинском районе, в этом году отправимся в Могилевскую область.

А вернемся – проведем отчетные концерты — и сразу возьмемся за нашего любимого Короткевича, за его поэму «Явар и Калина». «Ромео и Джульетта», только в белорусском народном стиле. Потрясающий язык, сюжет, персонажи — дети уже загорелись! А я в любую свободную минутку вчитываюсь в удивительные строки. Почитайте — там такая глубина!

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter