Особый взгляд

О выставках работ «особых» людей

В Минском дворце детей и молодежи открылась персональная выставка Паши Ращинского — парня, непосредственные рисунки которого могут напомнить даже о поисках постимпрессионистов прошлого века. Павел — художник небезызвестный, лауреат многочисленных арт–фестивалей и конкурсов. Но презентовать его творчество начинают обычно не с этого. Главный акцент в творчестве Павла Ращинского неизменно делается на его диагнозе: художник с рождения страдает тяжелой формой ДЦП, общается с внешним миром только при помощи компьютера и способен рисовать лишь одной ногой.


Выставки таких авторов всегда привлекают повышенное внимание. Становятся поводом для пафосных рассуждений о милосердии, социальных стереотипах и гуманности... Но этим людям не нужны высокопарные слова и сочувствующие взгляды. Их мир совсем не так безрадостен, как кто–то привык считать, там гораздо больше ярких красок и правильных эмоций — такие люди не склонны переживать по пустякам и умеют быть искренними.


До сих пор с досадой вспоминаю интернет–аукцион, устроенный галереей TYT.BY после выставки работ, созданных в студии «ДОМ» психоневрологического интерната в Новинках. С досадой на несбывшееся желание украсить свой дом жизнерадостной картиной Геннадия Гришеля — как оказалось, кроме меня, на это произведение претендовало еще не менее десяти ценителей сочной живописи и дерзкого мазка. В итоге цена на картину достигла величины, привычной для успешных профессиональных художников, — за 10 минут до окончания торгов ставки росли одна за другой, не оставляя времени на размышления. Последнее слово осталось, увы, не за мной... Признаюсь: в тот момент я меньше всего думала о благотворительной цели аукциона, о том, что мои деньги могут помочь кому–то решить часть проблем, с которыми я в своей вполне благополучной жизни не сталкивалась и в малейшей степени. Я хотела только картину, в которой было столько живой, неподдельной радости...


В своем исследовании «История уродства» Умберто Эко проводит забавный опыт: выбирает из средневековых типажей самые непривлекательные и предлагает взглянуть на эти портреты объективно. А после сообщает читателю, что на каждом из портретов изображены персоны королевской крови. И крючковатые носы вдруг обретают аристократичность, в безвольных подбородках вы обнаруживаете родовитые черты... Это я к чему вспомнила: в обратную сторону такой прием также работает. Гость, заглянувший на выставку «особых» людей, нередко заранее готов смотреть на их картины особым взглядом: мол, только вас и не хватало с вашими тягостными шоу. И не заметит гость этот ни интереса к жизни, ни подлинной страсти к творчеству, благодаря которой живопись «аутсайдеров» (людей, находящихся по ту сторону общепризнанного искусства, в художественном мире называют сейчас именно так) завоевывает популярность у искусствоведов и публики, пресыщенной лукавством современного искусства...


Сегодня прежней студии «ДОМ» уже не существует. Но есть люди, которые умеют видеть свет там, где его, казалось, и быть не может. Причем не просто видеть, а показать другим, как много живых, теплых лучей повсюду, было бы только желание к ним прикоснуться... Художница Наталья Слушко делала это не менее талантливо, чем сочиняла на картоне и бумаге свои жизнерадостные сказки. Она спешила рисовать, торопилась рассказать то, что открылось ей за годы тяжелой болезни: жизнь — это прекрасное приключение, даже вопреки страху и боли. Бесспорно, ее радостное творчество заслуживало внимания и вне контекста страшного диагноза, — но для многих оно стало открытием только после того, как Наташа рассказала о своей драматической судьбе в телевизионном ток–шоу. Сейчас ее удивительная графика украшает стены галереи «Ў», на 10 марта запланирован вернисаж Натальи Слушко в галерее источник... Только эта выставка будет посвящена уже памяти художницы — на прошлой неделе Наташа умерла, не успев осуществить и части своих идей, которых у нее было так много в последнее время... А может, это мы опоздали разглядеть ее талант вовремя?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter