Особый тариф для инструктора по вождению

О «штрафах» за повторную сдачу зачетов в автошколах

—Ну кто следующий? — спросил инструктор по вождению, принимавший у нас первый практический зачет, и предупредил: — Будете рулить так же, как она, пойдете платить еще раз! За пересдачу!


Такой монолог довелось услышать мне и другим курсантам одной минской автошколы после того, как девушка из нашей группы с двух попыток не сдала диагональную парковку и въезд в гараж. Сдавали мы в первый раз. Из восьми человек зачет осилили только двое. Всем остальным была предложена альтернатива: заплатить 60 тысяч рублей своему инструктору за дополнительное занятие и повторную сдачу нормативов. Шесть умножить на шестьдесят... Неплохой «улов» за полдня. Почему это в автошколах до сих пор считается нормой? Неужели курсантов устраивает ситуация, когда, заплатив огромные деньги за обучение, потом еще не раз приходится платить преподавателю за успешное прохождение промежуточного контроля знаний?


Не могу сказать, что наличие и размер «штрафа» за «неуд» по площадке стали для меня большим открытием. Уже с самых первых занятий за рулем меня готовили к тому, что придется выкладывать дополнительные суммы, если буду «тормозить» в прямом и переносном смысле. Конечно, сразу я не блистала навыками успешной парковки и въезда в гараж — все–таки впервые в жизни училась педали нажимать и передачи переключать. Но что я получала в те несколько часов тренировок, за которые заплатила миллион белорусских рублей? «Показываю и объясняю только один раз, — заявила мне инструктор на первом занятии, — а дальше будешь все делать сама». Так я и училась — наугад. И сдала в итоге, как училась. Теперь выясняется, что «показывать один раз» и ссылаться на лень курсанта «схватывать все и сразу» — очень даже выгодное занятие.


Похожая практика почти во всех автошколах: чтобы в этом убедиться, мне достаточно было опросить десяток людей, получивших водительские права. Правда, выглядит она по–разному. Кое–где курсанты «отрабатывают», убирая территорию или нанося разметку на автодроме, кое–где вынуждены вкладывать деньги в ремонт учебного автомобиля. В одних школах плату взимают за пересдачу теоретических зачетов, в других — за практику. Курсанты, конечно, втихомолку возмущаются, но почему–то продолжают платить и чистить, убирать и снова платить. Почему? Ответ очевиден: каждый хочет закончить автошколу без проблем. А начнешь возмущаться, так могут и на дверь указать: желающих на твое место предостаточно, очередь на пару месяцев вперед расписана... Тем более что брать доплату за так называемые дополнительные занятия, оказывается, официально разрешено.


— Но для этого необходимо заключить дополнительное, кроме основного договора, соглашение с автошколой, — консультирует первый заместитель гендиректора научно–исследовательского института транспорта «Транстехника» Валерий Миленький. — Выплаты инструктору на руки в обход кассы считаются взяткой и караются по закону.


В управлении ценовой политики Мингорисполкома мне рассказали, что «дополнительная услуга» по повторному приему экзаменов и зачетов сегодня законодательно не регулируется. А значит, школы могут сами устанавливать цену как за обучение, так и за пересдачу промежуточных зачетов. Однако тариф дополнительных взносов для частных автошкол должен быть зарегистрирован Мингорисполкомом, а для государственных — теми ведомствами, к которым они прикреплены.


Между тем есть школы автомобилистов, где «штрафы» за повторную сдачу зачетов выплачивают не курсанты, а... сами инструкторы. Ученик провалил «эстакаду» или «дворик»? Значит, не он виноват, а инструктор плохо объяснил, поленился лишний раз показать. Руководители учебных заведений, придумавших этот метод, мотивируют преподавателей сохранить свою премию к зарплате и тем самым повышают качество подготовки курсантов.


Может, и другим автошколам стоит последовать этому примеру?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter