Особый почерк

НЕДАВНО ОАО «Березовский сыродельный комбинат» взяло под крыло СПК «Земледелец» Березовского района. Так у одного из самых успешных молокоперерабатывающих предприятий Брестчины появилось несколько филиалов, в прошлом — проблемных хозяйств. — А фактически филиал «Луч» по-прежнему остается один, только в более укрупненном масштабе, вместе с бывшим «Земледельцем», — делает уточнение директор комбината Владимир ПОПЕНЯ. — Эти сельхозпредприятия расположены по соседству, так что было вполне логично объединить их в одно. Перед руководством филиала и его специалистами стоит непростая задача — вывести проблемное хозяйство на нормальный уровень работы, создать достойные условия труда для людей, решить другие вопросы.

ОАО «Березовский сыродельный комбинат» получило Гран-при и 5 дипломов республиканского конкурса «Продукт года-2011». Главным брендом предприятия по-прежнему остаются сыры.

НЕДАВНО ОАО «Березовский сыродельный комбинат» взяло под крыло СПК «Земледелец» Березовского района. Так у одного из самых успешных молокоперерабатывающих предприятий Брестчины появилось несколько филиалов, в прошлом — проблемных хозяйств. — А фактически филиал «Луч» по-прежнему остается один, только в более укрупненном масштабе, вместе с бывшим «Земледельцем», — делает уточнение директор комбината Владимир ПОПЕНЯ. — Эти сельхозпредприятия расположены по соседству, так что было вполне логично объединить их в одно. Перед руководством филиала и его специалистами стоит непростая задача — вывести проблемное хозяйство на нормальный уровень работы, создать достойные условия труда для людей, решить другие вопросы.

НА ФЕРМАХ в «Луче» в среднем от коровы в год надаивают почти 6 тысяч килограммов молока. «Земледельцу» было далеко до таких показателей, но дела здесь уже идут в гору. Сейчас в сутки с ферм объединенного филиала на переработку поступает 26 тонн молока, а еще недавно было только 20. Благодаря усовершенствованию рациона кормления на переданных нам фермах, обеспечению их качественными кормами, повышению производственной дисциплины за короткий период достигнут конкретный результат. Но это только начало.

К подобным преобразованиям коллективу Березовского сыродельного комбината не привыкать. Здесь постоянно совершенствуют производство, увеличивают его объемы, внедряют передовые технологии. Без этого нельзя двигаться вперед, убежден Владимир Попеня, возглавляющий успешное предприятие вот уже более четверти века. Сейчас в стране началась работа по созданию холдинга молокоперерабатывающих предприятий, и березовские сыроделы стараются не оставаться в стороне от этого процесса. Кстати, у них свое мнение о том, как выгоднее в целом для отрасли и для отдельных ее производителей осуществить намеченные планы. На этой теме во время нашего разговора Владимир Григорьевич заострил особое внимание.

— На мой взгляд, надо создать своеобразный агропромышленный холдинг, в состав которого, кроме перерабатывающих предприятий, должны войти и хозяйства. Они обеспечивают нас сырьем, без роста его объемов мы не сможем наращивать выпуск своей продукции. От работы их специалистов во многом зависит качество молока, в улучшении которого заинтересованы все. Вхождение в холдинг должно идти на добровольной основе, и я уверен, что для большинства сельхозпредприятий это было бы очень выгодно. Кроме того, в составе новой структуры наверняка пожелали бы оказаться коллективы некоторых комбикормовых заводов, предприятий торговли, иных организаций. В таком представительном составе работать было бы удобно и взаимовыгодно.

Нечто наподобие холдинга, где каждый партнер заинтересован в достижении наилучшего результата, и создало ОАО «Березовский сыродельный комбинат», сотрудничая с хозяйствами своей сырьевой зоны. 10 процентов чистой прибыли предприятие регулярно перечисляет на счета поставщиков молока, находящихся в Березовском, Ивацевичском и Ивановском районах. Естественно, те заинтересованы увеличивать объемы его производства, повышать качество. Средства, полученные от прибыли комбината, сельхозпредприятия могут направить на приобретение нового и ремонт эксплуатируемого оборудования, улучшение условий работы людей, повышение зарплаты и иные цели. В ближайшее время, когда перед каждым хозяйством стоит задача реконструировать хотя бы одну молочно-товарную ферму, эти деньги придутся очень кстати.

В прошлом году Березовский сыродельный комбинат заготовил и переработал почти 207 тысяч тонн молока. Рентабельность продаж продукции, изготовленной из него, составила 14,6 процента, что является неплохим показателем. От реализации товаров зарубежным потребителям получено более 53 миллионов долларов США, удельный вес экспорта в общем объеме продаж составил почти 42 процента. Главным образом прибыль предприятие получало благодаря экспортным поставкам — в Россию, Латвию, Польшу, Германию, Канаду и другие страны. Основная продукция, которую поставляли и отечественным потребителям, и на экспорт, — сыры. Их произвели около 12 тысяч тонн, на уровне 2010 года. Настоящим брендом комбината остаются и полезные для здоровья молочные напитки с пробиотиками, слава которых началась с напитка «Активил». Выпуск подобной продукции на предприятии освоили первыми в стране и с тех пор успешно расширяют ассортимен.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ на комбинате уделяют обновлению производственных линий и приобретению новых. Это стоит немалых финансовых затрат, да и объемы выпуска продукции на какой-то период могут снизиться, но овчинка стоит выделки. Владимир Попеня убежден: если не продвигаться вперед, драгоценное время и возможности упустишь. А свободные ниши на рынке займут другие. Именно поэтому в последние годы значительно возросла роль специалистов маркетинговой службы. Она на предприятии немногочисленна — состоит всего лишь из трех человек, — зато эффективна. С 2007 года маркетологи активно занимаются продвижением торговой марки «Березка» (именно под таким брендом комбинат реализует свою продукцию широкому потребителю), и, по результатам проведенных опросов, 68 процентов покупателей сегодня хорошо знают эту марку. А ведь еще относительно недавно данная цифра была наполовину меньше.

— На наш взгляд, «Березка» — удачный бренд, — говорит маркетолог службы маркетинга Дмитрий Хоботнев. — Именно так в наших краях большинство хозяек называют своих коров. Кроме того, березка — это напоминание о нашем городе и районе, а также о нашей синеокой Беларуси, если речь идет о зарубежных поставках. В последнее время со своей торговой маркой мы участвуем в республиканских и областных «Дажынках», новогодних праздниках, последний из которых прошел несколько месяцев назад в «Минск-Арене», а также престижных конкурсах наподобие «Евровидения». В рамках республиканского конкурса «Продукт года-2011» наше предприятие получило Гран-при и 5 дипломов в различных номинациях. Было множество иных наград. Их ценность в том, что они свидетельствуют о качестве продукции, ее популярности, но главное для нас — оценка покупателя. А он все чаще отдает предпочтение «Березке».

КАЧЕСТВО сыров, молочных напитков, сливочного масла, творога, заменителей цельного молока, казеина и других товаров, ассортимент которых на комбинате сейчас составляет свыше 200 наименований, начинается на молочно-товарных фермах хозяйств. Поэтому, кроме финансовой поддержки, благодаря которой в сельхозпредприятиях обновили доильное оборудование, установили современные холодильники, сыродельный комбинат взял фермы на постоянное обслуживание. Далеко не первый год это является заботой специалистов сырьевого отдела, а также бригады по ремонту холодильного и доильного оборудования, создание которой, как показал опыт, целиком оправдало себя. На самом предприятии за прошедшее десятилетие внедрили множество технических новинок. Одна из последних — автоматизированная линия по производству сыра мощностью 40 тонн в сутки. Теперь на двух подобных линиях, первая из которых была установлена несколько лет назад, ежедневно березовский производитель может изготавливать 70 тонн сыров. Их ассортимент составляет более 20 наименований. Из тех, что в ближайший месяц поступят на реализацию, стоит отметить будущие сырные новинки-сыры  «Купеческий» и «Замковый». Новая линия по упаковке глазированных сырков, приобретенная два года назад, позволила полнее удовлетворить спрос гурманов, отдающих предпочтение такой продукции. Вообще, на комбинате обновлены многие производственные помещения, установлено современное оборудование. В настоящее время заканчивается монтаж пастеризационно-охладительной установки, ведутся другие работы на головном предприятии и в обособленных его цехах, расположенных в Ивацевичах и Иваново. В первом выпускают казеин, мягкие сыры, брынзу, во втором на высокотехнологичном уровне налажено производство кисломолочных напитков, в том числе популярной «Маруси», заменителей цельного молока, сгущенки. Перемены вернули к жизни некогда проблемные предприятия, при этом их трудовые коллективы удалось полностью сохранить. Впрочем, с таким же условием березовские сыроделы проводят реформы и в присоединенных хозяйствах. Весь коллектив комбината, его цехов в Ивацевичах, Иваново, филиала «Луч» составляет около 1800 человек. Для каждого из них созданы либо создаются нормальные условия труда, предоставляется возможность активного отдыха. И работники, их семьи охотно этим пользуются. К примеру, в конце минувшей зимы группа специалистов ОАО «Березовский сыродельный комбинат» ездила в спортивный комплекс «Силичи» под Минском. Время провели великолепно и с пользой для здоровья, вспоминает культорганизатор Ольга Чапайло.

По словам Ольги Владимировны, жизнь на предприятии бьет ключом во всех ее проявлениях. Идет подготовка к концерту художественной самодеятельности — в ней охотно принимают участие работники комбината, еще и родственников, друзей с собой приводят. Это только приветствуется. Ведь чем больше талантов, тем интереснее выступления.

Кстати, Ольга Чапайло — представительница одной из самых уважаемых трудовых династий на комбинате. Ее мама работала приемщиком молочной продукции, а сестра сейчас трудится в должности старшего мастера цеха цельномолочной продукции. Десятки и даже сотни лет насчитывает общий трудовой стаж семейных династий Кувановых, Ковалевичей, Волосюков, Деркачей, Мельников, Леонтьевых, Юриных, Загайских, Голенко, Паримончиков, Козинцовых, Рыжуков, Углянцев и Гордейко. У Владимира Попени жена Валентина Степановна и дочь Елена также много лет проработали на сыродельном комбинате. Семейные династии — гордость предприятия, их знают все.

Инициативы тружеников директор охотно приветствует. В эти дни Владимир Григорьевич отмечает 60-летний юбилей. Время летит быстро, и его не замечаешь, если занимаешься любимым делом и видишь результат. Для Владимира Попени главное, чтобы у каждого работника все в жизни ладилось, чтобы было благополучие в семье, не подводило здоровье и подставляли плечо друзья. Он сам готов прийти на помощь каждому человеку в трудной ситуации. За это его и уважают люди.

Александр КУРЕЦ, «БН»

Фото из архива предприятия

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter