Вынесен второй приговор минчанке, осужденной к 12 годам за таблетки экстази

Особо опасная терпимость

Пока государство буквально вырывает из рук молодежи наркотики, находятся и те, кто требует лояльности к распространителям дурмана. Высказались они и по поводу приговора минчанке за полторы таблетки экстази — 12 лет. Мол, слишком сурово. А по факту: за контрабанду в страну опасного наркотика Дарье Беловой могли дать от 5 до 10 лет — осудили к 6 годам. За незаконный оборот с целью сбыта особо опасного психотропа могли отправить в колонию на срок от 8 до 15 лет. Дали 10. Так что получила в итоге фигурантка ниже среднего. Вчера в суде Октябрьского района Минска Беловой был вынесен приговор по новому делу, о вербовке девушек для занятия проституцией. Окончательно ей назначено наказание — 13 лет колонии общего режима. Вторая подсудимая — Надежда Боболович, до этого находившаяся на свободе под подпиской о невыезде, взята под стражу в зале суда, получив 5 лет лишения свободы. Режим общий. Приговор в законную силу не вступил.  


Фото РЕЙТЕР.


Со слов близких, Даша — умница, красавица. Работала на Кипре. Незадолго до ареста зарегистрировала брак в Турции. А вот данные, собранные оперативными сотрудниками: Белова вербовала для занятия проституцией на Кипре девушек, в том числе из Беларуси. Рассказывала им, что и сама занята в ночном клубе, что «работодатель» щедро оплачивает труд, кредитует авиабилеты в обе стороны, еженедельный медконтроль, питание, проживание. Когда дамы были уже на крючке и за границей, выяснялось: каждой предстоит выплатить якобы потраченные на нее изначально 3 тыс. долларов. Уйти из «бизнеса», не рассчитавшись, запрещалось. Проституцией обязывали заниматься и тех, кого нанимали лишь танцевать.

Именно в контексте истории с вербовкой оперативникам стало известно и о наркотиках в багаже Беловой. Сама она говорила, что получила их то от знакомого в клубе, то от знакомой, то заявляла, что их подбросили в чемодан. Потом — что с помощью экстази пыталась бороться с депрессией, ни о чем дурном даже не помышляла. Суд, основываясь на собранных доказательствах, посчитал иначе. По поводу «всего» полутора таблеток. Речь об особо опасном веществе, и его количество, по большому счету, роли не играет. Хотя для подобных случаев законодательством все же предусмотрена вилка от 8 до 15 лет (ч. 3 ст. 328 УК).

Понятно это было и прежде, но вдруг некая обитающая в интернете контора, назвавшаяся «бюро журналистских расследований», выдает на своем портале очередной «горячий материал» на эту тему. По сути, просто спекулируя чувствами родных осужденной. Полагаю, ради саморекламы. Так называемое «расследование» строится на противоречиях, надуманных однобоких суждениях, а порой и некомпетентности авторов (не пожелавших назваться). «Бюро» не приводит ни единого веского факта, которому можно было бы верить. «Сенсацию» лихо подхватывают...  Опять же, в интернете (оттого, видимо, и чувствует свою безнаказанность). Посыл, теперь уже на телекамеру в студии, тот же: наказывают ни за что, собранные факты — вода, суд не прав... Однако и здесь нет ни одного знакомого с материалами дела эксперта. Как нет и возможности высказаться противоположной стороне.

Д.Белова (справа) с подругой в ночном клубе на Кипре...

...при оглашении приговора.
ФОТО СЕРГЕЯ ЛОЗЮКА.

Телеведущий этого шоу и сам понимает, что дама не такой уж невинный ягненок. Но зацепить зрителя надо, потому приглашает в телестудию к диалогу матерей, чьи дети также осуждены по наркостатье. Вариант беспроигрышный, близкие возмущены: парням, мол, по 10 — 12 лет дают, ломают судьбы. В колонии, убеждены родственники, должны сидеть кто угодно, только не их сыновья. Им вторят якобы удивленные обвинениями друзья. После того как их сверстники оказались втянутыми в наркоигры, рассказывают, какими те были хорошими на свободе и как несправедливо с ними обошлись теперь. Матерей и близких понять можно, да и сроки наказания — очень велики. Но чего ж близкие себя не спросят: где их помощь была раньше?

Вернемся всего года на три–четыре назад, когда психотропы буквально выкашивали нашу молодежь. Вот лишь начало 2014 года, Минск. 19 января девушки купили пакетик с белым порошком, потом несколько «марок». Через три часа у одной из подруг пропал пульс, дыхание, опухли конечности. Она умерла... 20 января в Московском районе обнаружен труп молодого человека 1992 года рождения. Его не стало спустя два часа после того, как попробовал в компании половину «марки»... 12 февраля пара баловалась «марками» в минской квартире на проспекте Победителей. Парень почувствовал онемение челюсти и конечностей и достал отраву изо рта. Девушку забрали врачи, она скончалась... 17 февраля в Ленинском районе около часа ночи в машине «скорой» умер школьник. Он со знакомыми купил две «марки» через сайт и закладку... 21 февраля в Советском районе врачи не успели довезти до реанимации 19–летнего паренька. У него остановилось дыхание, причина та же. Еще один труп обнаружили 27 февраля в Первомайском районе... 8 марта в микрорайоне Серебрянка 18–летний студент купил «марки», пригласил подругу (ей было всего 15). А позже, будучи отравленным, предложил доказать свою любовь, и они вместе выпрыгнули из окна 6–го этажа...


Тогда СМИ регулярно сообщали об ужасающих последствиях употребления «синтетики». Бороться с ней крайне сложно. Едва в стране запрещали одни наркотики, как буквально на следующий день те появлялись с обновленной и еще более опасной своей непредсказуемостью формулой. Много сил и средств было положено на то, чтобы в 2015–м заработал антинаркотический декрет (Декрет № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»). Следом ужесточалось уголовное законодательство. И теперь в отличие от ряда других стран Беларусь успевает запретить новые опасные вещества прежде, чем те попадут в страну. Среди кардинальных изменений — и введение ответственности за наркосбыт не с 16, а с 14 лет, увеличение до 25 лет максимального срока для наркоторговцев. Что важно, такая оборонительная позиция нашла широкую поддержку в обществе, люди даже предлагали помощь в поимке распространителей.

Сейчас ситуацию сумели переломить. Однако чего добиваются «диванные эксперты», требуя лояльности к наркодельцам (если говорить без обиняков, к убийцам)? Разве есть разница: стараниями таких Даш, Маш или Паш умрет, станет зависим один человек или десять? Почему бы «бюро» не позвать в студию близких этих одного или десяти и у них не спросить: «Не слишком ли суров закон к торговцам смертью? Не много ли им дали за отнятую у вашего ребенка жизнь?»

Наркотики убивают — и точка. Никаких компромиссов здесь быть не должно. Сегодня все прекрасно осведомлены о последствиях употребления отравы (это обсуждается в компаниях, на форумах, о них предупреждают повсюду), и ее распространители столь же четко понимают, на какую дорожку ступили. Профилактика, безусловно, дает свои плоды. Однако самый мощный сдерживающий фактор — страх сурового наказания. Но даже он останавливает не всех: видимо, дилеры надеются, что при самом худшем исходе за них вступятся добросердечные граждане. Которые, впрочем, склонны миндальничать ровно до той поры, пока страшная беда наркомании не постучится в их собственный дом.

Цифры «СБ»


По информации пресс–службы Верховного Суда, в 2015 году к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков было привлечено 3.894 человека. По ст. 328 УК тогда осудили 294 несовершеннолетних. Из них 126 приговорены к разным срокам лишения свободы. 100 подросткам, осужденным по ч. 1 ст. 328 (без цели сбыта), назначено ограничение свободы: 10 — с направлением в исправительное учреждение, 90 — без направления.

В 2016–м по наркостатье осуждено 3.608 граждан. Младше 18 лет — 229. Один из них — по п. 4.1 Декрета № 6, этот молодой человек направлен в колонию. Всего к лишению свободы в минувшем году приговорено 118 несовершеннолетних. В отношении 57 (ч. 1 ст. 328) избрана мера наказания в виде ограничения свободы: 2 — с направлением в ИУ, 55 — без направления.

Факт


В прошлом году белоруску Дарью Белову осудили на 12 лет за провоз в страну запрещенных таблеток экстази. Задержали вернувшуюся из Северного Кипра Д.Белову в Национальном аэропорту «Минск».

Справка «СБ»


Американское агентство по борьбе с наркотиками классифицирует экстази (МDМА, еще его называют наркотиком вечеринок) как наркотик из «Списка I» опасных препаратов. Производство, хранение, транспортировка и распространение MDMA запрещены конвенцией ООН и являются уголовным преступлением в большинстве стран. То, что сейчас называют экстази, зачастую состоит из смеси разных веществ, начиная с MD (метилендиоксиамфетамин), MDE (этилметилэнедиоксиамфетамин), ЛСД, кокаина, героина, амфетаминов, метамфетаминов и заканчивая крысиной отравой, рвотным средством для собак. Принимая во внимание количество смертельных исходов после первого приема экстази, человек никогда не знает, что употребляет.

Это вещество душит природную «систему сигнализации» организма. Может привести к отказу работы печени, смерти от обезвоживания, истощению, сердечным приступам, повреждению мозга, почек и т.д. Что чревато необратимыми последствиями.

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter