Эксперимент: пропустят ли водители в час-пик спешащую на вызов скорую?

Особенности пропускного режима

Порой минута определяет судьбу. Например, медицинская помощь крайне важна сразу после внезапного сердечного приступа. В считанные минуты может наступить смерть головного мозга, если был травмирован крупный сосуд и потеряно много крови. Но кто из нас, стоя в пробке в час пик, задумывается о цене этой для кого-то, может быть, последней минуты? Спецподразделение «БУГ» ГАИ УВД Брестского облисполкома совместно со станцией скорой медицинской помощи провели тренировочный рейд. Проверено: летящую на вызов бригаду медиков сегодня пропускают 99 процентов автолюбителей Бреста.


Среда. Обеденное время, а значит, трафик напряжен. По пятиполосной улице Московской на якобы срочный вызов спешит «скорая», о чем участников дорожного движения оповещают включенные проблесковые маячки и сирена. Сегодня в машине с надписью «103» не только медицинские работники. Сотрудники ГАИ и журналисты фиксируют происходящее на видеокамеру. Сведения о нарушителе моментально передаются по рации следующим позади автомобилям ДПС. Один за одним их будут откалывать от колонны, чтобы поговорить с невнимательным водителем на языке закона.

Впервые уроки уважения к требованиям специальной техники ГАИ области организовала семь лет назад. С культурой на дорогах тогда было плачевно: в течение 2009 года к ответственности привлекли более 160 водителей. Случалось, что инспектора за получасовой рейд выписывали по 15—20 протоколов. Сегодня ситуация в корне изменилась. Люди явно стали добрее и внимательнее. Результат последнего тренировочного выезда — всего два делопроизводства. Месяц назад во время аналогичного мероприятия их вообще не было. 

Работать водителем «скорой» непросто. Здесь только сильные духом, то есть те, кто ни за что не допустит, чтобы машина с включенными проблесковыми маячками застряла в пробке.

Начальник отделения по агитации и пропаганде ГАИ УВД Брестского облисполкома Наталья Сахарчук рассказывает:

— Наша основная задача — обращать внимание участников дорожного движения на проблему непредоставления безусловного преимущества машинам специального назначения. Поэтому мы не всегда штрафуем нарушителей. Нам важнее, чтобы на таких «занятиях» автомобилисты научились быстро и правильно реагировать на ситуацию. Провести беседу с растерявшимся водителем бывает полезнее, чем наказать его рублем.

Кстати, если говорить о рубле: согласно части 9 статьи 18.14 Кодекса об административных правонарушениях, если автомобилист не уступил дорогу транспортному средству оперативного назначения, он получит штраф от 2 до 10 базовых величин. Это минимальная планка, максимальная — год не увидит своего водительского удостоверения.

— Первый административный материал сегодня мы составили на водителя фуры, он не просто не отреагировал на сигналы «скорой», но и создал аварийную ситуацию на проезжей части, — комментирует заместитель командира спецподразделения «БУГ» Олег Никольский.

Вторым провинившимся оказалась водитель легковушки: не отреагировала, потому что «просто не слышала» сирену. Это и неудивительно, в салоне очень громко играла музыка. Кстати, тенденция последних лет именно такова: две самые распространенные причины нарушений ПДД — отвлекающий музыкальный фон и разговоры по мобильному. А еще растет число штрафов, выписываемых дамам.

Рейды, когда ГАИ проверяет водителей на бдительность, проходят с завидной регулярностью

Самые нервные для «скорой» часы — это утренние пробки, обеденный перерыв и время, когда горожане массово возвращаются с работы. Дороги перегружены личным транспортом, плотные потоки которого порой не позволяют сдвинуться с места, чтобы пропустить  ее. Но медики умеют маневрировать в потоке транспорта.

— В нашем автопарке 32 транспортных средства. Каждое оборудовано навигатором, который позволяет оперативно составлять оптимальный маршрут проезда к больному, — рассказывает заместитель заведующего филиалом Брестской станции скорой медицинской помощи Ирина Савчук. 

Это здорово помогает. Но все-таки иногда транспорту оперативного назначения не удается миновать неспокойные перекрестки. И тогда попытка обмануть пробку заканчивается… ДТП. В Брестской области в прошлом году было зафиксировано три таких случая. В 2016-м, слава богу, только один. В августе в Пинске «скорая» с включенным сигналом и проблесковыми маячками столкнулась с джипом «Ниссан-Патрол». Произошло это на перекрестке, куда она выскочила на запрещающий для нее сигнал светофора. 

Протокол составили на водителя фуры: он не просто не отреагировал на
сигналы «скорой», но и создал аварийную ситуацию на проезжей части

Работать водителем «скорой» непросто. Здесь только сильные духом, то есть те, кто ни за что не допустит, чтобы машина с включенными проблесковыми маячками застряла в пробке. Они работают по принципу: «Каждый вызов — экстренный, каждый пациент — самый главный». И поэтому делают все, чтобы выиграть время. Пусть даже речь идет о нескольких минутах. Ведь кому, как не этим людям, знать, что порой даже секунды хватит, чтобы спасти чью-то жизнь. Так что уступайте дорогу «скорой».

Цифры

На 35 процентов увеличилась безопасность на дорогах Брестской области за последние несколько лет. Число смертей пассажиров на задних сиденьях в ДТП уменьшилось с 26  до 13 процентов за последние три года.

Более 300 вызовов поступает на брестский пульт 103 ежедневно. Обращаются жители областного центра и Брестского района.

hanna.petrachenka@yandex.ru

Фото Ильи ГОПАНЮКА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter