Особенности польской демократии

С 25-го по 28 мая состоялся визит в Польшу Папы Римского Бенедикта XVI

С 25-го по 28 мая состоялся визит в Польшу Папы Римского Бенедикта XVI. Это вторая официальная поездка понтифика после посещения фестиваля католической молодежи в Германии. 

В ходе визита глава католической церкви поучаствовал в экуменическом молебне в лютеранской церкви Святой Троицы вместе с иерархом польской православной автокефальной церкви, архиепископом Вроцлавским и Щецинским Иеремией (с 2002 года являющимся председателем Польского экуменического совета), посетил концлагерь в Освенциме, встретился с представителями польской власти, верующими и т.д. В общем, можно было бы сказать, что все прошло нормально и вполне демократично, как и было запланировано. Если бы не одно но… 

О том, что встречавшая Папу Римского Польша является демократической страной, говорится часто. Особенно в польских СМИ. Однако о том, насколько согласуются с демократией, например, меры, предпринятые польскими спецслужбами накануне визита понтифика, эти СМИ почему-то предпочитают скромно умалчивать. Поэтому восполним некоторые пробелы. 

В рамках подготовки визита и проведения широкомасштабной операции по обеспечению безопасности Бенедикта XVI польскими «компетентными органами» Агентства внутренней безопасности (АВБ) был создан оперативный штаб. Были сформированы специальные мобильные группы из числа сотрудников АВБ, полиции, пограничной стражи, городской охраны («Страж Мейска»), управлений по труду. Основная задача – проведение своеобразных рейдов-«зачисток» по выявлению «неблагонадежных» лиц на рынках и в других местах массового скопления людей. С 22 мая в Варшаве был введен «режим повышенной безопасности». 

Эта формулировка предусматривает усиление полицейских патрулей, выборочную проверку документов, досмотр транспортных средств, двигающихся по маршрутам запланированного передвижения кортежа Папы Римского. Наряду с этим, сотрудники полиции совместно с представителями спецслужб проводят тотальную проверку документов у пассажиров прибывающих в польскую столицу поездов. Все подозрительные лица задерживаются на 72 часа и помещаются в спецпомещения близлежащих подразделений полиции (в случае нехватки мест их направляют в следственный изолятор Варшава—Бялоленька). Казалось бы, все логично и объяснимо. Увы, спешить с выводами не стоит. 

Как, например, можно объяснить то, что представители Беларуси попали в поле зрения польских спецслужб еще за неделю до этого? И не просто попали, а 15—16 мая несколько групп наших сограждан (находившихся в Польше с туристическими целями либо по бизнес-вопросам) были задержаны за «нарушение положений Закона «Об иностранцах». Мне могут возразить, что это, дескать, стечение обстоятельств, совпадение. Хотелось бы верить… 

Но как тогда объяснить тот факт, что через день после задержания белорусских граждан премьер-министр Польши К. Мартинкевич (на состоявшейся 18 мая в Ватикане частной аудиенции) попытался заострить внимание Бенедикта XVI на «белорусском вопросе» и заодно на роли, которую демократическая Польша должна, по его мнению, играть в Восточной Европе? 

Поневоле складывается впечатление, что очередной призрак Речи Посполитой «от можа до можа» (от моря до моря) вновь не дает некоторым польским политикам покоя. Причем настолько, что они вновь не прочь поставить на службу своим сугубо земным политическим устремлениям и амбициям духовный авторитет католической церкви. Видимо, недаром одна народная пословица гласит, что политика – грязное дело, а вторая — что некоторых людей даже история не в состоянии чему-либо научить. В этой ситуации радует и обнадеживает лишь взвешенное и ровное отношение главы Римско-католической церкви к Беларуси и ее народу, которое вряд ли изменится по низменной прихоти кого бы то ни было. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter